Сказания о чудотворном строителе
Младенчество и детство юного Варфоломея, святого Сергия, были наполнены чудесами. Хотя вряд ли все они происходили в действительности. Автор Жития Сергия Радонежского Епифаний Премудрый, ученик святого старца, даже слегка намекает нам о законах жанра. Приводит примеры чудес, сопровождавших рождение и младенчество других святых. И уже на этом чудесном фоне легче воспринимаются сведения о том, что младенец Варфоломей начал подавать голос еще до рождения своего, во чреве матери. А в младенчестве своем постился: не принимал материнского молока в постные дни.
А вот отрочество Варфоломея как-то ложится на душу обилием понятных и точных деталей.
Обедневший боярин Кирилл с женой и сыновьями живут так скудно и скромно, что не гнушаются обычной крестьянской работы. Боярский сын, мальчик Варфоломей ухаживает за конями, очевидно, пасет их. Поэтому когда кони не вернулись в стойло свое, искать их отправился Варфоломей. Чтобы встретить судьбу свою.
Еще интересная деталь. Братья Петр и Стефан учатся хорошо. Варфоломей очень старается, но ничего у него не выходит. Почему?
А если вспомнить, в чем заключалось учение? Что изучалось?
Как и во всей европейской средневековой науке, процесс образования сводился к повторению вслух за учителем, к заучиванию наизусть текстов. Процесс складывания букв в слоги и слогов в слова тоже был довольно замысловат. Сначала соотнести название буквы со звуком, который она обозначает. Еще запомнить надо, что «буки» — это звук «б». А потом должно осенить, что «буки-аз» — это «ба». Но может и не осенить. Даже для нынешних детей с нашими упрощенными названиями букв это достаточно серьезный труд. Легче опять-таки запомнить.
То есть, получается, что усвоение грамоты шло только через механическое запоминание — работу левого полушария. А не был ли отрок Варфоломей правополушарным? Может, требовалось ему не запоминание, а понимание?
Учителя знают, с какими трудностями идет простое запоминание у скрытых левшей. В моей учительской практике был замечательный мальчик, редкий умница, глубокий философ. В 5 классе, когда я с ним познакомилась, он был не в состоянии запомнить стихотворение. Все пытался пересказывать его своими словами.
Что же произошло в тот день на опушке леса, когда маленький Варфоломей встретил чернеца, молящегося под дубом?
Скромно и деликатно дождался мальчик, когда старец закончит свою молитву, и подошел, чтобы получить благословение.
— Что ищешь и чего хочешь, чадо?
Хороший вопрос. Можно было бы в возрасте Варфоломея понять его впрямую. Ведь он послан был отцом, чтобы найти заблудившихся коней. «Ищу своих коней», — мог бы ответить мальчик и был бы прав. А хотеть — что может хотеть мальчик в его возрасте?
Но Варфоломей называет главную свою проблему. Кони — это не главное. Он побегает по лесу и найдет их. Главная его боль — неспособность к грамоте. То есть,как мы видим, неспособность к механическому запоминанию.
И просит он старца помолиться о нем.
Старец исполняет его просьбу. Вздохнув перед Богом, как пишет Епифаний, он произносит молитву. Затем благословляет мальчика кусочком просфоры из своей котомки.
Радостный и благодарный мальчик зовет старца в дом к своим родителям. Значит, в традициях этой семьи было принимать всех путников и давать им кров.
И ведь интересно, что Варфоломей еще не догадывается о перемене, которая с ним произошла. Он еще никак ее не осознал. Его радость и благодарность не за полученный дар, а за что? Маленькому Варфоломею уже свойственна удивительная проницательность и восприимчивость, которая потом сделает его истинным чудотворцем. И сейчас он не осознал Чудо, но почувствовал его приход.
Родители Варфоломея и в самом деле очень были рады гостю и начали собирать на стол. Но старец сначала отправился с мальчиком в часовню. Там монах начал петь молитву и велел мальчику читать по молитвеннику псалом.
Растерянный, мальчик сначала отказался — привык к тому, что этого он не может. Но по приказанию старца вдруг начал читать.
С этого дня мальчик стал не просто грамотным. Обратите внимание на деталь, подчеркнутую Епифанием Премудрым. Теперь Варфоломей не просто бегло читает любую книгу — он понимает прочитанное.
Продолжение цикла: От Варфоломея к Сергию