В декабре 1910 года матушка Москва была шокирована выставкой молодых художников. Шок вызывало уже само название выставки «Бубновый валет».
Позже Михаил Лентулов, один из самых известных и талантливых «валетцев», вспоминал, в каких муках рождалось название.
Серебряный век дал такой мощный взлет новым направлениям в искусстве, что удивить чем-то публику было сложно. Название «Бубновый валет» родилось не то в шутку, не то в отчаянье.
Для нас с вами бубновый валет — это карта в колоде. Для людей начала ХХ века — это был целый букет ассоциаций. Для образованных русских кругов, думающих по-французски, бубновый валет в колоде символизировал обман, плутовство, мошенничество. Это пришло к нам из французских салонных карточных игр.
А на нашей отечественной почве возникло выражение «червонный туз». Арестантам той эпохи в качестве одежды полагалась длинная серая рубаха с пришитым на спине ярким ромбом. Удобная мишень, если вздумает бежать. Так и прижилось наименование каторжан — «червонные тузы». Бубновые валеты — это, конечно, не червонные тузы, но ассоциации возникают.
Вот такое название получила выставка молодого русского искусства. Да, конечно, знаменитый капитан Врунгель еще не спел тогда свое знаменитое:
Как вы лодку назовете,
Так она и поплывет!
А то бы, пожалуй, и призадумались.
Но результат был достигнут. Публика пришла, чтобы получить культурный шок и получила. Такой живописи Россия еще не видела.
Вслед за авангардными направлениями европейского искусства молодые русские художники дробили реальность на геометрические формы и цветовые пятна, превращали ее в народный лубок, в примитивный детский рисунок. И открывали эту реальность заново.
Успех, настоящий, хоть и несколько скандальный, окрылил участников, и они создали целое художественное объединение с тем же названием.
Правда, наиболее авангардная часть этих художников — Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и ряд других, уже в 1912 году основали свое объединение с еще более шокирующим названием «Ослиный хвост». Нет предела совершенству! Но это объединение просуществовало всего год, почти не оставив памяти о себе.
А «Бубновый валет» с успехом работал целых семь лет, сформировав таких блестящих художников, как Петр Кончаловский, дед нашего знаменитого кинорежиссера Андрона Михалкова-Кончаловского, как Аристарх Лентулов, Илья Машков, Натан Альтман.
Продолжение цикла: Рыцарь Вечной Жены (Владимир Соловьев)