В 1805 году дипломата Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола срочно отозвали с его дипломатической службы в Испании и отправили в отставку.
Поговаривали, что дипломат слишком откровенно говорил об убийстве Павла I и сам непосредственно участвовал в заговоре, готовя проекты ограничения императорской власти.
Это был истинный человек эпохи Просвещения: умный, талантливый, деловой и проницательный. На дипломатической службе провел девять лет в целом ряде европейских стран. Знал восемь языков и был очень уважаем в европейских кругах.
Но в 1805 ему пришлось вернуться домой со всей своей большой семьей. Немного позже, в 1809 году из частного пансиона в Париже вернулись его сыновья.
Его сыну Матвею было уже 17 лет, Сергею — тринадцать. Росли и воспитывались они с детских лет в Европе.
Возвращение в Россию стало для них потрясением. Они узнали страшную истину, которую скрывали от них просвещенные родители, — в России еще сохранилось средневековое крепостное рабство!
Уже после возвращения семьи в Россию родился и третий сын в семье — Ипполит.
Судьбы этих троих молодых людей оказались роковым образом связаны с декабристским восстанием. Все трое были масонами, членами Союза Благоденствия и Союза Спасения. Все трое участвовали в восстании Черниговского полка — с 29 1825 до 3 января 1826 года.
Младший из них, Ипполит, был прапорщиком, лишь две недели как приступил к службе после окончания училища колонновожатых. Но он был достойным братом героев войны 1812 года Муравьевых-Апостолов.
В бою с царскими войсками он был ранен и, не желая сдаваться в плен, покончил с собой!
Портретов его не сохранилось. Поэтому на картинке в начале этой статьи Ипполит Муравьев-Апостол изображен условно между двумя старшими братьями.
Средний из братьев, Сергей Муравьев-Апостол, был одним из казненных на Сенатской площади.
Он был одной из ключевых фигур восстания, один из основателей Союза Спасения и Союза Благоденствия, талантливый пропагандист. Видимо, унаследовал от отца дипломатический талант и потому быстро вошел в контакт с представителями польского движения.
Во время восстания Черниговского полка был тяжело ранен и потому схвачен.
Приговорен был к четвертованию, которое в виде высочайшей милости было заменено на повешение для пятерых хорошо известных нам декабристов.
Казнь была страшна и нелепа. Трое из декабристов сорвались с виселицы — оборвались веревки. Среди них был и Сергей Муравьев-Апостол.
Но спустя некоторое время казнь довели до конца.
Старшему, Матвею Муравьеву-Апостолу, судьба подарила долгий век.
Герой Бородинского сражения и заграничных походов 1813-14 годов, отважный, умный, деятельный.
Карьера его после войны сложилась быстро и прекрасно от прапорщика до майора.
В 1823 году вышел в отставку и отдал все силы Южному обществу декабристов вместе с братом Сергеем. Был сторонником объединения Северного и Южного общества и много работал, как истинный дипломат, чтобы разрешить противоречия в трактовке целей будущего государственного переворота.
14 декабря 1825 года — кровавые события на Сенатской площади. Арестованные офицеры, участники восстания, в первые же дни начинают давать подробные показания. Их искренность, даже хочется назвать это болтливостью, сейчас поражает. Мы смотрим на это с двухвекового расстояния. Позади у нас уже сталинские времени и совершенно иные представления о чести и бесчестии. Не торопитесь осуждать!
Приказ об аресте Матвея Муравьева-Апостола был отдан 19 декабря. Спустя десять дней он был арестован с группой других членов Южного Общества на Украине, в Трилесах. Но этот арест стал началом восстания Черниговского полка. В ходе восстания офицеры освободили Муравьева-Апостола.
3 января 1826 года. Черниговское восстание разгромлено. Покончил с собой младший брат Ипполит, арестован тяжело раненый Сергей. И арестован Матвей — где-то в районе боевых действий, хотя он, видимо, не принимал в бою непосредственного участия будучи в отставке.
Шесть месяцев в Петропавловской крепости сломали его.
Он, осужденный вместе с братом Сергеем по первому разряду, должен был быть и казнен вместе с ним. Но 10 июля поступил приказ о помиловании. Матвей Муравьев-Апостол был сослан в Сибирь на 20 лет каторжных работ.
Чуть позже 20 лет сократили до 15 с последующим пожизненным поселением в Сибири.
Но фактически на каторге отработал он всего полтора года. Николай I в 1827 году высочайшим повелением освободил его от каторги с условием пожизненного поселения.
По просьбе родных его жизненные условия на поселениях были неплохи. А со временем становились все лучше. Уже в 1832 году ему разрешено было поселиться в доме статского советника, хотя находилось это в целой версте от Бухтарминской крепости, где он был приписан. А немного позже он и собственный дом купил неподалеку.
Еще несколько лет, и получено разрешение селиться не в крепости, а в маленьком городе Ялуторовске. Здесь и провел Матвей Муравьев-Апостол еще двадцать лет до окончательной своей амнистии в 1856 году, после смерти Николая I
В исторических исследованиях советского времени обычно указывалось, что декабрист Матвей Муравьев-Апостол был до конца верен идеалам революции. Для советских историков иначе и быть не могло.
Умер старший из братьев Апостолов в 1886 году, в девяностолетнем возрасте. Пережил Николая I, пережил Александра II. Русский писатель, историк и философ Дмитрий Мережковский видел его лично и много слышал о нем от общих друзей.
Одна из годовщин 14 декабря. Русские либералы, воодушевленные свободами нового времени, чествуют в своих кругах оставшихся в живых декабристов. Пытаются поднести венок и Муравьеву-Апостолу… и получают возмущенную отповедь: этот день, 14 декабря, праздновать нельзя. В этот день надо плакать и молиться.
А перед смертью говорит своим близким, что всю жизнь он благодарил Бога за неудачу декабрьского восстания.
Продолжение цикла: Всеволод Гаршин