Антитеза и оксюморон

Что-такое-антитеза-в-литературе

Палитра нашей речи

Вернемся к любимейшей философской проблеме дуальности мира. Мир, состоящий из противоположностей, которые образуют целое, как свет и тень. Тень существует только там, где есть свет. Но и свет невозможно воспринять, если нет тени.

Интересно в этом отношении библейское начало творения. Первый день творения: да будет свет.

В свое время этот момент меня очень заинтриговал. Свет появился в первый день творения, а источники его, небесные светила, только на четвертый.

Но если уйти от общечеловеческой точки зрения на свет и рассмотреть его физическую природу, то вполне все встает на твои места.

А может быть и другое. Свет, появившись, тотчас внес в мир эту дуальность, отделив бытие от небытия, мир, от того, что в библии названо бездной. Мир начался с противопоставления и начал развиваться в этом единстве и борьбе противоположностей.

И никуда нам от этого не уйти.

И вот на этом самом моменте наши два полушария, которые вечно друг с другом спорят, неожиданно начинают звучать в унисон.

Правое полушарие эмоционально воспринимает это как информацию о каких-то первоосновах бытия, идущую из глубин мироздания. А левому полушарию очень нравится эта простая удобная структура: да-нет!

Поэтому нам нравятся контрастные изображения, поэтому мы наслаждаемся остросюжетными романами и фильмами: там все на контрастах. Поэтому мы в каждом утверждении с упоением ищем подвоха. И как только находим, тут же успокаиваемся: а—а-а-а, ну вот я так и знал!!! Гармония мира восстановилась.

В нашей речи прием антитезы, противопоставления, был, по-видимому, одним из древнейшим.

Этот сильный прием, конечно, был изначально магическим приемом, поэтому позже вошел во все жанры фольклора. Пословицы, поговорки, песни, — все наполнено противопоставлением.

Я помню моя старенькая прабабушка любила повторять фразу, то ли из незнакомой мне поговорки, то ли из песни. Печально так приговаривала, нараспев:

Люди живут,
как цветы цветут,
А моя голова
Вянет,  как трава.

Недаром великий художник и мыслитель Леонардо да Винчи так блестяще использовал антитезу в своем печальном и мудром изречении:

Бога мы гневим своими грехами, а людей своими достоинствами.

Это прием сильный, яркий, сразу привлекающий внимание и вызывающий эмоциональный отклик.

Вот эпиграмма Антона Дельвига на Вильгельма Кюхельбекера. Переводчику Вергилия.

Ты переводчик — я читатель.

Ты усыпитель — я зеватель!

И не в бровь, а в глаз. Больше слов и не  требуется. Антитеза все выразила.

И еще одна важная особенность антитезы. Она легко рождает сюжет. Антитеза лежит в основе любого конфликта, а значит, и любого сюжета. А значит, и все искусство в целом, со всеми его сложными жанрами, видами и направлениями выросло из антитезы.

А что такое оксюморон?

Оксюморон в переводе означает «остроумие, глупость». Интересное сочетание?

 Глупое остроумие или остроумная глупость.
У этого приема казалось бы много общего с противопоставлением: и там, и здесь противоположности. Но, если мы вспомним, что все в этом мире имеет свою оборотную сторону, то  в противопоставлении ничего неестественного нет.

Оксюморон не соединяет плюс и минус — это было бы нормально! Оксюморон утверждает, что плюс и минус — это одно и то же.
Это прием еще более сильный. 

Если с противопоставлением плюса и минуса наше сознание легко справляется, то с плюсо-минусом оно смириться не может. Возникает странное, царапающее нервы, ощущение. Напряженная работа сознания порождает новую реальность, находя пути разрешения противоречий.

 Если цель любого писателя в создании собственного читателя, то этот прием один  из  сильнейших.


Очень сильное впечатление производит использование оксюморона, если речь идет о серьезных проблемах и явлениях  Роман «Горячий снег» Ю. Бондарева о войне. И оксюморон в самом имени романа рисует нам безумие войны.

«Мертвые души» — типичный оксюморон. Душа бессмертна. А если души мертвы, то это совсем иной, нечеловеческий мир.

Мастерски использовали оксюморон поэты серебряного века.
«Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнаженной», — пишет Анна Ахматова о царскосельской  статуе Девы с кувшином. «Я познала сладчайшее зло»,- пишет Марина Цветаева.
Посмотрите как рисует замечательный российский поэт Юлий Ким рождение замысла:

Кипит гранит, пылает лед,
И легкий пух сбивает с ног…

И так возникает «обыкновенное чудо» творения!

Продолжение цикла:  Что там вместо имени?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.