На мой взгляд нет среди наших актеров такого мастера, которому удалось бы настолько точно и полно воплотить образ настоящего русского человека! Истинного мужчины. Настолько самодостаточного, что не требуется ему играть мускулами, скалиться голливудской улыбкой и обольщать направо-налево. Он на экране всегда был подлинным и надежным!
Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года. Русский театр, литература и искусство буквально окружало его с рождения. Его родители были артистами. Отец был актером и режиссером. Мать, Нина Ольшевская, известной в свое время актрисой! Брат отца, Николай Петрович Баталов, был талантливым советским артистом, одним из первых советских киноактеров. Зрители многих советских поколений помнили его по первому звуковому фильму «Путевка в жизнь». А женой Николая Баталова была чудесная актриса Ольга Андровская.
Но родители Алексея Баталова скоро расстались, мать вышла замуж за талантливого советского писателя-сатирика В.Е.Ардова. В его семье и вырос Алексей. Семья Ардова была известной в творческих советских кругах. С матерью Алексея дружила Анна Ахматова и часто бывала в этом доме во время своих приездов в Москву.
Во время войны семья была эвакуирована в Бугульму. Нина Ольшевская организовала здесь театр, на сцене которого и дебютировал Алексей. В это же время он впервые появляется в кино в эпизодической роли в фильме «Зоя»
После войны он вернулся в Москву и окончил школу-студию МХАТа. Несколько лет играл он на сцене МХАТа.
Но с 1957 года его основным рабочим местом стал Ленфильм. Алексей Баталов сразу стал любимцем всей страны. Славные, честные, справедливые парни, немногословные, скупые на улыбку, со строгими глазами, в фильмах «Большая семья», «Дело Румянцева», покорили всех.
Новой серьезной ступенью стал фильм «Дорогой мой человек». Здесь актеру пришлось пройти со своим героем целую жизнь, от юношеского максимализма и непримиримости до выстраданной мудрости. И эта роль показала, насколько тонкие грани мастерства доступны этому молодому актеру.
И тем неожиданнее стала для зрителя его роль в фильме «Дама с собачкой». От славного советского парня не осталось и следа, вальяжный, самовлюбленный барин Гуров сурово наказан судьбой. Легкий курортный роман вдруг сам собой в его душе вырос в истинную трагедию несложившейся судьбы.
А в фильме «Три толстяка», поставленном самим Алексеем Баталовым, зрителя ждал настоящий сюрприз! Такого Алексея Баталова еще не было. Канатоходец Тибул был настоящим цирковым артистом, подвижный, пластичный, артистичный и очень улыбчивый. И самое интересное, по ходу действия приходится ему превратиться в негра, — и ведь негр-то какой убедительный получился!
Поразительное внутреннее перерождение, перенастройка на совершенно иной тип поведения, мимики, интонаций.
Чуть позже зритель увидел другой пример такого перерождения в фильме «Чисто английское убийство», где Алексей Баталов выглядит совершенно стопроцентным англичанином.
Ну и конечно, нельзя не вспомнить о культовом фильме 80-х годов «Москва слезам не верит». В образе Гоши Алексею Баталову удалось, на мой взгляд, подняться до неких философских вершин, до истоков таинственной русской души. Герой Алексея Баталова настолько силен духом, что легко берет на себя создание собственной судьбы, не позволяя собой манипулировать. Он свободен от расхожих мнений и навязанных стереотипов. Он настолько силен, что может научить любимую женщину быть, наконец, женщиной, а не вечным руководящим работником!
Каждая роль Алексея Баталова была событием.
И при этом он всегда был активным общественным деятелем: секретарем Союза Кинематографистов, президентом Академии кинематографических наук и еще множество почетных должностей и статусов. Видимо, мужественность и надежность — основа личности этого замечательного человека!
Продолжение цикла: «Людмила Целиковская»
Алексей Баталов: 1 комментарий