Александр Остужев

ostujev

Великие артисты

Сын машиниста паровоза Алексея Пожарова был трудным подростком.

Наверно, родителям приходилось с ним нелегко. Сделали они для сына все, что было в их силах. Дали начальное образование и отправили в техническое училище, чтобы пошел сын по стопам отца. Что может быть лучше? Машинист паровоза — элитная рабочая специальность!

А парень два года отучился, а на третий нагрубил надзирателю и был с позором выгнан. Гордый он был, Александр Пожаров, независимый. И на шее у семьи сидеть не захотел, пошел на заработки. Брался за любое дело, освоил массу специальностей. До конца жизни осталась у него любовь к работе с металлом.

Так в поисках заработка он нечаянно оказался на сцене Воронежского театра, поначалу в качестве статиста, затем исполняя мелкие роли без слов. И тут оказалось, что это как раз то самое место, где была его судьба. Сын машиниста, полуобразованный разнорабочий нашел себя.

Трудно проявить талант, играя «кушать подано». Но каким-то образом юноше это удалось. Его заметил знаменитый русский актер, педагог, открыватель талантов Александр Южин. Заметил —  и пригласил в Москву. Там в Москве он отправил Александра Пожарского в Московского театральное училище, где за два года актер Александр Ленский и режиссер Владимир Немирович-Данченко раскрыли его талант.

OstuzhevA_1900

В 1898 году он был принят в труппу Александра Ленского. И тут получил псевдоним «Остужев».

Есть две легенды о появлении этого красивого псевдонима.

Первая легенда говорит о том, что Ленский, предчувствуя, что новую звезду будут без конца вызывать на бис, побоялся, что крики «Пожаров» посеют панику. Все решат, что пожар начался.

Вторая версия о том, что руководитель труппы, присмотревшись к этому парню с горячим и взрывным темпераментом, решил, что его пыл надо бы остудить. Но не помогло. И «остуженный», Александр Остужев остался на всю жизнь очень неудобным человеком.

Ostuzhev_as_Romeo_1900_1461757843.jpg.600x450_q85

Его звезда взошла в 1902 году, когда он сыграл на сцене Малого театра Ромео. И сыграл так, что был единодушно признан критикой самым совершенным Ромео русской сцены.

И тут же был уволен! За драку с другим артистом театра.

Два года он играл на сцене театра Корша, потом ему разрешили вернуться в родной ему Малый театр.

Постепенно складывался особый, уникальный остужевский стиль, совершенно непривычный для нас. Кино и телевидение отучило современного зрителя от восприятия такой игры, не бытовой, не разговорного лепетания на сцене.

А.Остужев в роли Хлестакова
А.Остужев в роли Хлестакова

Голос у Остужева был поразительный. Итальянский трагик Томмазо Сальвини, увидев Остужева в роли Кассио в трагедии «Отелло», всерьез заявил, что место такому актеру на оперной сцене, он прославился бы со своим «бель канто». А на драматической сцене, как считали многие, такой голос даже мешал актеру. В частности, неудачей Остужева считалась роль Хлестакова. У Остужева получился совсем не гоголевский, не ничтожный глупенький чиновничек, а мощная личность, попавшая в странную ситуацию.

Вспоминает знаменитая актриса Малого театра Наталья Белевцева. Идет драма Оскара Уайльда «Герцогиня Падуанская». Остужев играет юношу Гвидо Ферранти. По сцене проносят на высоком кресле под балдахином прекрасную герцогиню.

«И тут юноша Остужев, стоявший на авансцене у правой кулисы, жадными глазами вглядывается в это ускользающее чудо и растянуто, как бы осваивая всю непостижимость происходящего, спрашивает: «Кто-о-о э-это-о?»

Длинный льющийся звук был совершенно музыкален и полон содержания. Казалось, что он спрашивает не окружающую толпу, а вечность. Получив ответ на свой вопрос, он замирал в удивительной, можно сказать, классической позе, которая была настолько выразительна, что становилась понятна без слов»

В 1908 году в жизни Остужева произошла трагедия. После тяжелого заболевания у него развилось заболевание слуховых органов. И через два года актер совершенно оглох.

Но он продолжал играть! Удивительно, непостижимо, но он не сдался.

А.Остужев в роли Лжедмитрия
А.Остужев в роли Лжедмитрия

Попробуйте представить себе, какую сложную работу проделал он, чтобы научить себя работать в таких условиях. Он научился читать по губам. Он выучивал всю пьесу наизусть сразу, к самой первой репетиции, потому что подсказки суфлера были ему теперь недоступны. Более того, он заодно и подсказывал текст своим партнерам по сцене в случае заминки. Конечно, научиться всему этому за короткий срок было невозможно. Несколько лет прошли в борьбе с собственным бессилием. Но он продолжал играть, тренируя себя, исследуя свои возможности, но уже не так часто.

А когда Остужев нашел в себе силы вернуться к полноценной работе, оказалось, что он вышел из возраста романтических юношей. Надо было переходить к ролям другого плана. Из романтика Остужев стал трагиком.

Ostuzhev-Otello

И наконец в 60 лет сыграна им была самая триумфальная его роль Отелло. Такого успеха Россия не видела со времен Марии Ермоловой. На премьере актера не отпускали со сцены. Его вызывали 37 раз.

В 1941 году актеру исполнилось 67 лет.

Его голос услышала страна в первые же дни. Он прочел по радио стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война» и только через несколько дней эти стихи стали песней, хорошо нам знакомой, ставшей символом нашей борьбы и победы.

До этого он уже перенес инфаркт прямо на сцене. Но с самого начала войны он вступил в актерскую бригаду и разъезжал с концертами по всему фронту. За свою героическую деятельность он получил в 1943 году Сталинскую премию и отдал ее в фонд Обороны.

Умер этот удивительный человек в 1953 году, немного не дожив до великих перемен в нашем государстве.

Продолжение цикла: «Илларион Певцов»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.