До обидного мало знаем мы о человеке, которого Пушкин считал гениальным поэтом, глубоким мыслителем и ближайшим своим другом. Осталась для нас, потомков, строчка из школьного учебника — «лицейский друг Пушкина» и романс «Соловей» на музыку А. Алябьева. Да и имени автора стихов мы чаще всего не знаем.
Бывают удивительные, редкие личности, живущие в каком—то другом измерении, будто забрели в наш мир по ошибке. Мы обычно считаем их неудачниками и всячески стараемся перевоспитать. В результате вгоняем их в страшную депрессию, потому что другими они быть не могут.
Антон Антонович Дельвиг, барон, потомок древнего рода прибалтийских немцев был вот таким не от мира сего человеком.
Вглядитесь в портрет. Вообще портретов Дельвига крайне мало. Если зарисовка лицейского времени, где он еще с буйными вихрами и без очков, подслеповато щурится.
Есть почти совсем любительский набросок. И этот портрет—миниатюра, на редкость романтичный.
А почему так мало портретов? Поверьте, не от бедности.
В то время портретное искусство было тем же, что для нас фотография. Портретов делали много и по самым разным поводам. А Дельвигу, похоже, просто не нужны и не интересны были собственные портреты.
Вот таким был он всю жизнь. Ленив во всем, что касалось физической деятельности и стандартных человеческих потребностей. Вся его жизненная активность протекала исключительно в глубине: в душе и разуме.
На портрете человек с исключительно мягкими чертами лица, такими округлыми и слегка бесформенными. И взгляд сквозь очки кажется сонным.
Но всмотритесь. И вдруг появится совсем иной Дельвиг, с твердым и мудрым взглядом и затаенной иронической улыбкой.
В Лицее учиться ему было лень. Зато одним из первых в Лицее, одновременно с Пушкиным он начал публиковать в журналах свои стихи. Это уже было немало, потому что, по воспоминаниям друзей, стихи свои он очень ленился записывать и легко забывал.
А эти стихи юного Пушкина поражали. И вполне возможно, чему—то он у Дельвига и учился, и что-то заимствовал.
Любимых тем у Дельвига было две. Такое впечатление, что и форму своим произведениям ему было лень выбирать, и потому брал он известные образы. Это были стилизации под древнегреческую поэзию и русскую народную песню. И каждый раз в эту готовую форму вписывал Дельвиг свое собственное уникальное содержание, свое мироощущение.
По воспоминаниям друзей он был мастером устного рассказа. Тут его фантазия не знала границ, рождая удивительные миры и идеи.
И был он замечательным другом. Душевное родство было для него, по—видимому, самым главным в жизни. Он легко рискует карьерой, положением в свете, чтобы поддержать друзей.
Так он не побоялся отправиться в Финляндию к разжалованному Баратынскому. А за то, что навестил опального Пушкина в Михайловском, он был даже уволен из Публичной библиотеки, где служил под началом Ивана Андреевича Крылова.
Умер он совсем молодым в 32 года от тифа. Смерть его была таким ударом для Пушкина, что он чуть не отложил свою долгожданную свадьбу с Натальей Гончаровой.
Продолжение цикла: "Теща Пушкина"
Очень хорошо, Оля, что вспомнила этого замечательного человека!!! И так хорошо о нем написала! Напишешь еще и о Баратынском? А и о Крылове до кучи… Еще раз спасибо!
Конечно, обо всех пишу и буду писать!