Любой спектакль в Санкт-Петербургском «Театре Дождей» — это откровение! Это новый взгляд на привычный мир!
И сделано это без всяких громких спецэффектов и кульбитов. Просто душой мыслителя и художника.
Пьесу А.П. Чехова «Три сестры» очень люблю с юности. И всегда казалось мне, что откликаюсь в ней на все, на каждого героя, на каждую реплику, на каждую ремарку.
Лишь одно для меня всегда было чужим.
Что за любовь у трех чеховских сестер к людям военным? Ведь это отнюдь не то классическое и сто раз обыгранное в литературе обожание красивых мундиров. Их, кстати, в спектакле почти нет. И это тоже интересная деталь. Но об этом позже.
Итак, что за любовь к военным и что за нею стоит?
Рассуждаем логически.
Сестры Прозоровы — дочери генерала. Они всю жизнь с самого детства росли в среде военных, эта среда родная им.
Второй момент. Нам сейчас очень мешает стереотип. Человек мысляще-чувствующий и человек военный у нас стоят по разные стороны баррикад! Но ведь во времена Чехова этого антагонизма не было! Офицеры были в подавляющем большинстве дворянами. А значит, с детства получали отличное гуманитарное образование.
Все так! Но паззл почему-то не складывается. За этим преклонением всему, что связано с военной службой, стоит у Чехова еще что-то!
Для меня необъяснима по-человечески всегда была реакция Маши, уходящей со дня рождения сестры потому, что пришло мало гостей офицеров.
Необъяснимы были слезы Ольги, увидевшей впервые Тузенбаха в штатском.
Почему в финале сестры провожают полк так, как будто и жизнь в городе должна остановиться? Такое яркое ощущение утекающей вместе с полком жизни.
А ведь не найдем мы больше нигде у Чехова такой уж преданной любви ко всему офицерскому! Почему в этой пьесе все строится на противопоставлении всего военного всему штатскому?
И ответ на этот вопрос я получила на спектакле «Театра Дождей». И ответ мне пришел в финальной сцене, когда три прекрасные женщины выходят с суровыми лицами на поклон под марш, почти чеканя шаг.
Первая же деталь обращает на себя внимание. Герои офицеры почти не появляются в мундирах.
Нам предлагается принять эту ситуацию: не в мундире разница между штатским и военным человеком. А в чем тогда?
Остается смысл военной службы как служения, как готовности отдать все в любую минуту и идти вперед до победы или до гибели. И вот в этом понимании служения воспитаны сестры Прозоровы. Поэтому старшая сестра Ольга отказывается от личной жизни, хотя тоскует по ней. Она на своем вечном посту.
Поэтому страдает и мечется Маша — ей нечему служить.
Поэтому Ирина в первом действии грезит работой. И страдает. Потому что, найдя работу, она не нашла служения.
Поэтому счастливы сестры за брата, который должен стать ученым — это тоже служение. Это не труд ради денег и наград.
Поэтому главные мечтатели в этой пьесе — офицеры. Смотрят они с восторгом и доверием в будущее и готовы этому будущему служить. А мы через призму страшных событий двадцатого века чувствуем свою вину перед ними.
Вот и женщины эти, три сестры Прозоровы, — воины! Они, мечтая о Москве, остались на своем боевом посту испить до дна свою чашу, быть единственными, кто служит великому в этом покинутом городе.
Спасибо «Театру Дождей» за этот момент истины!
Продолжение цикла: «Продавец дождя» в Театре Дождей