Профессор Фальконе

26862

Медный всадник

Почему же в поисках достойного мастера для создания образа Петра I обратились именно к Этьенну Морису Фальконе, французу, никогда раньше не сталкивавшемуся с русской историей и культурой?

Э.М. Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в очень простой семье ремесленников. Его дед был башмачником, отец — столяром.

Способности к рисованию появились у мальчика очень рано. Но остались бы они нереализованными, если бы не дядя, мастер по обработке мрамора.

Дядя привел своего шестнадцатилетнего племянника к известнейшему парижскому скульптору Жану Батисту Лемуану, в мастерской которого он выполнял отдельные заказы.

Лемуан взял юношу в ученики и оказался замечательным учителем. Под его руководством Фальконе стал не только прекрасным скульптором, но и образованнейшим человеком своего времени, знакомым и с классической литературой, и с европейской живописью, и с музыкой.

И первая же крупная работа Фальконе в 1844 году стала событием в культурной жизни Парижа!milon-krotonskii-8866789

Милон Кротонский. Кто это такой?

Это легендарный Древнегреческий атлет, о котором упоминают Геродот, Плутарх и ряд других античных авторов. Многократный победитель на спортивных играх, в том числе Олимпийских. На одной из Олимпийских игр он четыре раза обошел арену, неся на плечах взрослого быка.

Уже в старости Милону Кротонскому вздумалось удивить мир еще одним трюком. Дровосеки в лесу никак не могли разрубить старый пень, хотя и вогнали в него несколько клиньев.. И Милон взялся разорвать его руками. Но один из клиньев выскочил, и рука Милона оказалась прочно защемленной в трещине пня. Высвободить ее не удалось, и Милон погиб, съеденный дикими зверями.

Вот такую страшную историю представляет эта скульптура.

Представленная на конкурс Парижской Академии живописи, она завоевала первую награду, и Фальконе был принят на обучение.

В 1854 году эта скульптура была переведена в мрамор, за что Фальконе получил статус академика.

В короткое время она стала известной всей Европе. На слепках с этой скульптуры учились многие поколения в Петербургской Академии художеств.

Обратите внимание на выразительность лица Милона, искаженного страданием и гневом. Современники считали, что Фальконе изобразил здесь самого себя.

Таких драматичных и экспрессивных работ в творчестве Фальконе довольно мало. Современники хотели видеть изящество, грацию, поэзию.

46

Но и в этих достаточно стандартных темах Фальконе был неизменно тонок, психологичен и мудр.

Посмотрите на эту самую известную скульптуру Фальконе «Амур, грозящий пальцем». Сколько в ней нежного, доброго лукавства.

Фальконе пробовал себя во многих жанрах. Был прекрасным декоратором, создавал чудесные фарфоровые статуэтки.

Но был он еще и ученым-исследователем. Теории искусства он посвятил множество замечательных работ. А уже в России, в Петербурге читал лекции в Академии художеств, за что был удостоен звания профессора.

Вот такому замечательному мастеру и умнейшему просветителю своего времени суждено было стать автором Медного Всадника.

Продолжение: Фальконе прибывает в Петербург

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.