19 век, золотой век русской культуры, дал миру целое поколение интереснейших личностей, ученых-энциклопедистов, знатоков истории и искусства.
Нам, в нашем переполненном информацией XXI веке, остается только руками разводить. Без кино? Без телевидения? Без интернета? С одними только книгами наедине? Да как же это?
Одним из таких уникальных энциклопедистов золотого века был Сергей Андреевич Юрьев, физик, математик, астроном, литературный и театральный критик, переводчик, публицист, издатель одного из лучших русских журналов той эпохи «Русская мысль».
В середине 70 х годов он взял к себе на воспитание маленького племянника, оставшегося без родителей, Юрия Михайловича Юрьева.
Понятно, что в такой семье мальчик получил прекрасное образование и мог бы сделать отличную карьеру. Но раннее знакомство с театральным миром в доме дяди повернуло его на другую дорогу.
В 17 лет он поступил в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. Его педагогом по сценическому мастерству был сам великий Александр Южин.
Через год юноша определился с дальнейшим своим путем. Московский Малый театр показался ему лучшим местом для дебюта. И Юрий Юрьев переходит на драматические курсы при Малом театре в класс другого корифея русской сцены Александра Ленского. Студенты драматических курсов буквально с самых первых шагов начинали сценическую деятельность, сперва статистами, затем получали небольшие роли в спектаклях Малого театра.
Дебютировал Юрий Юрьев на сцене Малого театра в 1892 году в спектакле по пьесе Г.Ибсена «Северные богатыри».
Получив от классической школы Малого театра все, что она могла бы ему дать, Юрий Юрьев вдруг неожиданно все меняет в своей судьбе. Что произошло? Не был должным образом принят и оценен? Не пришелся ко двору в труппе Малого театра?
Но уезжает молодой актер в Петербург и поступает в труппу Александринского театра, где в 1908 году появляется со своими удивительными спектаклями Всеволод Мейерхольд.
В его спектаклях с 1908 по 1917 год Юрьев сыграл лучшие свои роли и стал одним из известнейших русских артистов. Эта работа многое дала в творческой манере актера. Появилась скрупулезная отработанность каждого движения и интонации, чему позднее удивлялись его коллеги в других театрах. Он был способен, отработав до ювелирной точности каждую сцену, в дальнейшем совершенно точно ее воспроизводить, предлагая партнерам точно так же скрупулезно подстраиваться под его рисунок.
В эти же годы открылся и еще один талант Юрия Юрьева – педагогический. С 1898 года практически до конца дней он вел преподавательскую деятельность в театральных школах, позднее в советских театральных ВУЗах и подготовил немало талантливых актеров театра и кино.
Революция 1917 года, казалось, открыла для всех людей искусства неслыханную творческую свободу. Новая эпоха требовала новых форм и на первых порах приветствовала все эксперименты.
В 1918 году, с энтузиазмом принявший революцию Юрьев, открывает собственный экспериментальный театр по образцу античной трагедии, где в действие на сцене вовлекались зрители. Театр этот был создан на средства самого Юрьева. Он был здесь и режиссером, и ведущим актером, он же готовил для своего театра репертуар и подбирал труппу. Замысел был грандиозный, но возможностей даже такой сильной личности, как Юрий Юрьев, в том голодном и холодном 1918 году хватило только на два спектакля: «Царь Эдип» Софокла и «Макбет» У.Шекспира.
Но опыт подобной деятельности не прошел даром. В 1919 году Юрий Юрьев с единомышленниками создал в Петрограде Большой Драматический театр, тот самый, легендарный БДТ им.Горького, ныне Товстоногова.
В этом театре Юрий Юрьев играл ведущие роли в течение трех лет. Но потом начались разногласия в руководстве театра. Сам Юрий Юрьев всю жизнь отличался сильным, властным и даже неуживчивым характером. В результате он в 1921 году ушел из созданного при его участии театра и вернулся в Александрийский театр, который стал теперь, в новую советскую эпоху Государственным театром драмы. В 1922 он стал руководителем этого театра. И очень успешным руководителем. Премьеры в годы руководства Юрия Юрьева появлялись регулярно.
Но неуживчивый характер и тут помешал, да так серьезно, что пришлось Юрьеву уехать в Москву и поступить в театр, где когда-то дебютировал, в Малый драматический театр.
Проработал он в этом театре только три года. Слишком не вписывалась его особая манера исполнения в творческое лицо Малого театра.
И скитания продолжаются. В 1933 году театр Мейерхольда. В 1935 Юрьев опять в Ленинграде, в родном ему театре Пушкина, бывшем Александрийском.
Попробовал он себя в эти годы и в кино. Но вписался с трудом. И предлагаемый ему материал был неподходящим. Творческое амплуа артиста требовало монументальности, высокой драматичности. В бытовых сценах ему было тесно.
Единственный фильм, в котором сейчас можно увидеть Юрия Юрьева, — «Дети капитана Гранта» 1936 года. Там актер сыграл самого капитана Гранта.
В годы войны Юрьев напряженно работал, готовя творческие бригады для выступлений на фронте и сам активно участвовал в таких поездках. Эта работа, трудности и лишения серьезно подорвали здоровье уже немолодого артиста.
Последние послевоенные годы он практически уже не играл на сцене, целиком уйдя в преподавательскую деятельность.
Умер он в 1948 году.
Большой Талант часто неуживчив