Его герой стал символом эпохи. На удивление стойким символом, который тут же приняли все без внутреннего отторжения.
В 70-х годах ВИА «Самоцветы» на всю страну пели
И с трудом осознавалось, что этот светлый юноша в военной форме, истративший весь свой маленький премиальный отпуск, чтобы помогать, спасать, защищать всех, встретившихся на его пути, и успевший только на минуту приехать в родную деревню к матери, чтобы обнять ее и крикнуть на прощание: «Я вернусь, мама!..» — этот юноша сыгран артистом. И имя этого артиста Владимир Ивашов. Кто такой Ивашов? — Это«Баллада о солдате».
Это была первая роль в кино Владимира Ивашова. Он сыграл ее еще студентом ВГИКа, в 19 лет. О том, что был он естественен и органичен в роли своего сверстника, и речи нет. Этим не удивишь. Произошло другое чудо. Создано ли было оно блестящим режиссером Г.Чухраем, пришло ли юному актеру интуитивно, но сыграно это было так, что невольно становилось понятно, почему мы победили в той войне. Хотя войны-то в этом фильме почти и нет — несколько минут в самом начале.
А потом явился совсем другой Владимир Ивашов. Настолько иной, что, пожалуй, понятно — не себя играл он в своем первом фильме. Хотя общего и немало.
На своих фото Ивашов строг и серьезен, ни следа саблезубой голливудской улыбки. И чуть холодноватые правильные черты лица — удивительный материал, из которого получались и солдаты, и аристократы, но неизменно высокие духом люди.
Самое удивительное, что его не узнавали в фильмах. Он каждый раз представал незнакомым. И только по титрам с трудом и с удивлением распознавали: Ивашов, который в «Балладе о солдате»!
Он был актером тончайшей, ювелирной работы.
Блестяще сыгранный им Печорин в фильме «Герой нашего времени» не имеет с солдатом Алешей Скворцовым ничего общего, но и, казалось бы, более близкий по духу герой, белый офицер в «Новых приключениях неуловимых» — это не Печорин, и никогда им не был. Хотя и в том, и в другом образе, внутренняя глубокая печаль, напряженная работа мысли, внешняя сдержанность и аристократическое изящество.
В «Новых приключениях неуловимых» Владимир Ивашов спел под гитару песню, которая тут же стала любимой всей страной — «Русское поле». И кто только ее не пел с эстрады и с телеэкранов!
Но Владимиром Ивашовым была спета совсем другая песня, с другим эмоциональным строем и другим подтекстом. Она так и осталась другой песней, которую мог спеть только Ивашов.
https://youtu.be/XN9xUHiq3gQ
Несправедлива судьба к таким артистам. Редко предлагается им достойный материал.
В советское время изысканное мужество и благородство облика Ивашова использовали для изображения безликих комсомольских вожаков, бравых советских офицеров, доблестных разведчиков.
Более или менее интересной работой оказался фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Там, в роли советского разведчика, Владимиру Ивашову было что играть, был напряженный мыслительный процесс, глубоко запрятанные эмоции и врожденное благородство.
Это был тот самый Максим Исаев, которого позже сыграл Вячеслав Тихонов в сериале «17 мгновений весны» — только молодой.
Развал российской культуры в 90-х годах выбросил из нашего искусства множество замечательных артистов. Тонкому и высокому духом Владимиру Ивашову нечего было играть в той черной куче, которая завалила наши экраны.
Чтобы кормить семью, он ушел работать… на стройку, простым рабочим. И даже в этом остался аристократом духа.
Умер он в 1995 году от приступа язвенной болезни желудка.
Продолжение цикла: Евгений Евстигнеев
Да, мощный актёр, мощно спета песня!