Этот фильм вышел на экраны 17 ноября 1933 года.
Фильм необычайно интересен. Прежде всего совершенно неожиданной для советской сталинской России темой. Ни трудового героизма, ни воинов в буденновках на лихих скакунах, ничего светлого и воодушевляющего.
Америка конца XIX века. Реальный эпизод из жизни писателя О. Генри.
Как это было? Билл Портер, которого мы знаем как О.Генри, за какие только дела не брался в этой стране свободы и неограниченных возможностей. В одной из своих попыток пристроиться на доходное место он был втянут в скандальную историю. Предприятие, в которое он поступил на руководящую должность, тут же обанкротилось, и на писателе повис огромный долг.
Так Билл Портер провел в тюрьме около трех лет. Его как человека грамотного посадили работать в тюремную аптеку и даже дали возможность писать свои рассказы и публиковать их. И это вынужденное одиночество в четырех стенах, ограничение в общении и передвижении вдруг стало неожиданно сильным стимулом для творчества. Буквально в тюремных стенах Билл Портер стал популярным в Америке писателем О. Генри. Таковы факты.
А режиссер и автор сценария, прекрасный мастер немого кино Лев Кулешов, создал из этой истории необычайно многоплановый сюжет. Кроме канвы, истинных фактов из биографии О. Генри, здесь еще и два рассказа писателя, как бы оживающие и вплетающиеся в сюжет фильма.
Один рассказ о мастере-механике, способном открыть любой замок. Он уже много лет сидит в камере с другими заключенными, тяжело болен туберкулезом, практически обречен. И посажен он за решетку по ложному обвинению.
Однажды утром решетка окна оказывается подпиленной. Охранник это замечает и пытается побоями выведать у обитателей камеры, кто это сделал. И тогда мастер Джимми Валентайн берет вину на себя, потому что ему все равно скоро умирать, а у его сокамерников есть шанс выйти на свободу.
Эту роль играет замечательный советский киноартист Иван Новосельцев, незаслуженно забытый советской критикой.
Валентайна жестоко избивают. Аптекарь Билл Портер вынужден оказать ему медицинскую помощь, обработать раны. Это входит в его обязанности аптекаря.
Он пытается защитить прекрасного мастера Валентайна, но это бесполезно.
Взгляните на удивительную работу оператора. Эти кадры поначалу выглядят как графика!
И вдруг в администрации тюрьмы паника. Поврежден замок сейфа, где хранятся важнейшие секретные документы. Открыть сейф невозможно, вскрыть — подобных инструментов не существует. Только взорвать — но тогда ничего не останется от важнейших документов. И тогда аптекарь Билл Портер осторожно напоминает охраннику, что есть такой чудо-мастер Валлентайн, который может открыть любой замок способом, который доступен только ему. Для этого мастер стачивает на руке ногти до самого мяса. И таким образом «слышит» своими обнаженными нервными окончаниями мельчайшие звуки и движения в замке сейфа.
Администрация тюрьмы поручает аптекарю Портеру убедить Валлентайна помочь открыть сейф, за что ему обещана свобода.
Товарищи Валлентайна очень радуются за него. Обратите внимание на этого негра. Замечательный голос. Играет эту роль Вейланд Родд. Может быть, кто-то знает об этом артисте?
А аптекарь Портер счастлив за Валлентайна. И тут же в голове его рождается замысел забавного рассказа. Он бросается за перо. И дальше вся эта история пробегает перед нами в забавно ироничном стиле немого голливудского фильма.
Здесь Джимми Валентайн не умирающий от туберкулеза заключенный, а вышедший на свободу вор, не расстающийся с заветным саквояжиком с уникальным набором инструментов для взламывания любой двери. Это тот же Иван Новосельцев, но блестящий, одетый с иголочки джентльмен. Буквально на ходу знакомится он с очаровательной дочкой банкира. Ее играет известная русская киноактриса 20-30 годов Галина Кравченко. Кукольно-хорошенькая с глупым личиком и губками… даже не бантиком, а пуговкой. Довольно ехидная пародия на голливудский тип женской красоты начала века.
Банкир очарован женихом своей дочери. Скоро свадьба. И вдруг!
На семейном обеде, где присутствует еще сестра невесты Аннабель с двумя дочками, банкиру вздумалось похвастаться новым сейфом-комнатой с бронированной дверью, прямо в доме. Дверь со сложным кодом открывается. Семья ахает и восторгается. А в это время младшая дочка забегает в сейф, а старшая благополучно захлопывает дверь, на которую банкир еще не установил код. Катастрофа! Дверь не открыть! Маленькая девочка осталась там за дверью.
Джимми Валентайну приходится открыть свой заветный саквояж с инструментом и аккуратно вскрыть дверь. Но по пятам за ним ходит известный сыщик Бен Прайс! Он давно подозревает, что под вымышленным именем будущего зятя банкира скрывается известный взломщик. Когда-то он самолично надевал на этого взломщика наручники. И тут же очаровательная миниатюра — сцена ареста.
Эту роль играет блестящий русский актер немого кино Андрей Файт.
И вот сыщик видит воочию процесс взлома!
Так развивается действие в рассказе О. Генри. А в действительности больной, с забинтованной рукой, Джимми Валентайн приходит к руководству тюрьмой, разматывает бинт со своих израненных пальцев и начинает прощупывать замок. Замок открыт. Директор хватает документы и быстро уходит.
И тут выясняется, что мастер обманут. Никто освобождать его не намерен. Человеку с такими способностями взламывания замков гораздо правильнее сидеть в тюрьме.
Джимми, потрясенный этим обманом, возвращается в камеру и умирает на руках друзей.
И другая история, которая идет в перебивку сюжета с Валлентайном. Продавщица Дульси, одинокая, не очень молодая, некрасивая, мечтает о любви и счастье. О том прекрасном принце, «утешителе», который когда-нибудь явится и спасет ее из этой страшной жизни.
И все мечты Дульси о счастливой жизни рождаются из рассказов О. Генри о тех замечательных сильных мужчинах, которые могут все, решают все проблемы и защищают любимых женщин. Эту роль блестяще играет замечательная русская актриса немого кино Александра Хохлова. Очень необычное, удивительно выразительное лицо. В основном в репертуаре этой актрисы были резко характерные, комические роли. Здесь она по-настоящему трагична.
А в реальности у Дульси одна комната на двоих с сестрой, посмеивающейся над мечтательницей. И состоятельный любовник, благодаря которому у Дульси есть и работа в магазине, и деньги на жизнь. И это тот же сыщик Бен Прайс, которого видим мы в рассказе о Джимми Валентайне.
И вот в один прекрасный день Дульси понимает, что не может больше жить в этой грязи, что она рождена для лучшей и прекрасной судьбы, о которой пишется в рассказах О. Генри. И девушка прогоняет наглого и самодовольного Бена Прайса.
А на следующий день директор магазина увольняет ее на том основании, что такой некрасивой не место в этом престижном магазине.
Дульси раздавлена, сбита с ног! Теперь она осталась без средств к существованию. Мечта о прекрасной судьбе, вычитанная в рассказах О. Генри, разбивается в прах.
И тогда с видом победителя возвращается Бен Прайс! И небрежно сует деньги укрощенной девушке.
Казалось бы, все три истории подошли к трагической развязке. Мечты развеялись. Грязь и убожество победило!
И вдруг герои вступают в борьбу!
Охранники вынесли труп несчастного мастера Валентайна. А его товарищи по камере, опомнившись, начинают бунт. Они стучат, ломают мебель, кричат, избивают ворвавшихся к ним охранников.
А Дульси хватает со стола пистолет, который Бен Прайс небрежно оставил на видном месте, и в гневе и ненависти убивает его!
А что же делает О. Генри! В гневе и ненависти к обманщикам он пишет такой конец для своего рассказа. Взломщик Джимми Валентайн с широкой улыбкой поворачивается к сыщику, который его выследил и изъявляет готовность быть арестованным.
И тут оказывается, что взломщик Джимми Валентайн настолько необходим банкирам страны, что закон в лице сыщика перед ним пасует и вынужден отпустить взломщика на свободу. Хеппи энд!
Вот такой удивительный, умный и лукавый финал!
Немудрено, что мы в советское время никогда не видели этот фильм на телеэкранах.
Продолжение цикла: «Чертово колесо» 1926 г.