Начало двадцатого века в театральной жизни России – время величайших боев и сражений. Мучительные поиски новых путей и форм – и такие же мучительные попытки отстоять формы классические, взращенные в течение 19 века.
Стойкость принципов Московского Малого театра в этом вопросе заслуживает уважения. Как не предавали анафеме консерватизм этого театра все корифеи авангардного театра, от Станиславского до Мейерхольда, Малый театр не терял своей популярности. Зритель упорно верил великолепной мелодике речи, грациозным жестам и яркости образов.
Нам от начала XX века осталась безграничная вера в систему Станиславского, которую, конечно, надо преодолевать, но как же без нее-то. Как же без этого супер-квази-реализма, который принесла на сцену эта система?
А вот перед вами удивительная актриса Малого театра Варвара Массалитинова.
Удивительная актерская судьба настоящего рыцаря своего призвания.
Родилась она в 1878 году в городе Ельце под Липецком. Но вскоре семья оказалась в Сибири. Здесь маленькая Варя поступила в женскую гимназию в городе Томске и сразу обратила на себя внимание артистичностью и сильным, волевым характером. Некрасивая, с резкими простонародными чертами лица, она нисколько этого не стеснялась и с удовольствием играла на гимназической сцене старух в комедиях. С этого начался ее триумфальный театральный путь.
По окончании гимназии она отправилась в Москву, потому что иной дороги, кроме театральной, в своей жизни не мыслила. Поступила на драматические курсы при Московском театральном училищ. Актерскому мастерству ее учил сам корифей Малого театра Александр Ленский.
И с 1901 года, буквально с началом нового века, началась ее театральная карьера.
Сказать, что на сцене Масалитинова была естественна, слишком мало! Она в единственном доступном ей с юности амплуа комической старухи умудрялась творить чудеса. Грубость и невежество Простаковой из «Недоросля» были совершенно иными, чем духовная уродливость Кабанихи. А старуха Хлестова при совершенной узнаваемости для зрителя, была именно той, которую задумывал Грибоедов.
Острую характерность ее облика тут же оценили деятели нарождающегося киноискусства. Первую свою роль в кино Массалитинова сыграла в 1919 году в фильме «Поликушка». И опять те же крестьянки, купчихи, злые мачехи. Необычайным было отрицательное обаяние ее героинь, вызывали они и ужас, и восторг своей какой-то несокрушимой силой.
Вот перед вами отрывок из фильма Сергея Эйзештейна «Александр Невский», где Массалитинова играет мать озорника и весельчака, богатыря Василия Буслаевича. Посмотрите, какой тончайший переход от грозной боярыни, возмущенной тем, что кто-то может обставить в героизме ее сына, до простодушной бабьей печали – как так, обошли! А потом вдруг скрытая радость – оценила невесту сына, хороша девка! Поразительная точность и яркость этого образа сделало эту совсем маленькую эпизодическую роль важным акцентом в фильме.
И почти одновременно с этим фильмом 1938 года шла работа над совершенно иной ролью – Акулины Ивановны в фильме по автобиографической трилогии Горького. Чудесная бабушка, матерински любящая весь мир вокруг себя. И это тоже Массалитинова.
Умерла эта замечательная актриса осенью 1945 года, пройдя вместе с Россией самые страшные ее годы.
Продолжение цикла: Юрий Юрьев
Спасибо, Ольгушка, за материал! не фильм, а одно удовольствие было посмотреть! Да, героиня — хороша! Сильна в роли!
Я от этой актрисы в восторге! Мощная!!!