Один из старейших кинотеатров России, настоящий памятник истории культуры ХХ века, был закрыт в 2009 году по причине нерентабельности. Здание на самом бойком месте в Петербурга, на Невском, 80, переходило из рук в руки целых 10 лет. Сейчас там, по-видимому, будет очередной торговый центр.
В 1914 году во дворе дома №80 по Невскому проспекту был поставлен флигель специально под кинотеатр. Это было по тем временам очень эффектное и высокотехничное сооружение. Летом в хорошую погоду крыша здания убиралась, и сеанс шел под открытым небом. Это настолько напоминало изысканной питерской публике Париж, что кинотеатр назвали Паризиана. Под этим названием он существовал 6 лет.
В 1920 году был переименован в «Октябрь». Но первоначальное название еще долго существовало на устах питерцев. Оно было возвращено кинотеатру в 1994 году на волне общих переименований.
В 1922 году на верхних этажах дома 80 по Невскому проспекту разместилась организация под названием Севзапкино.
Если вдуматься, ситуация забавная. Кино еще до такой степени не было искусством, что один гневный критик, желая уязвить молодых художников Сергея Юткевича и Григория Козинцева за их авангардистские художественные полотна, объявил: «Этак вы и до кино докатитесь!»
Но в Севзапкино уже заседали администраторы, чиновники, профессионалы всех направлений, точно знающие, как из определенных кирпичиков собрать то, что тогда называлось «фильмой». Именно так, в женском роде.
Там были наборы декораций на все случаи жизни, склады готовых костюмов, париков, бород. Там всегда наготове сидели гримеры, превращавшие человеческие лица в подобие масок с запечатленной конкретной эмоцией. С помощью этого арсенала снять фильм можно было в течение рабочего дня, не покидая декораций.
Весь фильм снимался с трех точек. Сначала сцены на общем плане. Потом камеру придвигали ближе и снимали средний план. И наконец, изредка добирались и до крупного.
Даже подобие цветовых эффектов использовали: красили пленку в зависимости от контекста. Ночные кадры — синий цвет, солнечный день — желтый цвет. А если сцена в саду или в лесу — в зеленый.
Фильмы эти, прав был критик, не имели художественного значения, но публика смотрела с удовольствием. Ну что ж, и теперь мало ли на что публика готова смотреть! А специалисты Севзапкино знали точно, что снимать доходно, а что убыточно.
Но дадим слово Григорию Козинцеву. Лучше не скажешь!
1924 год. Советское кино еще не родилось.
Сергей Васильев, режиссер «Чапаева», снимается в массовках, изображает революционную толпу. Иосиф Хейфиц пишет свои первые заметки в первых советских журналах. Ходит по городу и читает объявления Сергей Герасимов. Он только что приехал из Свердловска и выбирает, куда бы ему пойти учиться.
Всеволод Пудовкин пробует себя в кино в качестве «натурщика», так назывались тогда киноактеры.
В театре Пролеткульта Сергей Эйзештейн ставит спектакль «Противогазы». Александр Довженко в Харькове работает в газетной редакции, рисует карикатуры.
А Григорий Козинцев с верным другом Леонидом Траубергом поднялись на верхний этаж дома 80 по Невскому проспекту в приемную Севзапкино и познакомились с секретарем Фридрихом Эрмлером, студентом Института экранного искусства. Оказывается, такое учебное заведение уже было.
Так уж получилось, что после первого же представления «Женитьбы» труппа Григория Козинцева, собранная с таким трудом, распалась. Профессионалы ушли по своим делам зарабатывать на жизнь, так как шумная и скандальная слава «Женитьбы» особых доходов им не принесла. А молодежь разъехалась по городам, потому что время было такое: все куда-то срывались и ехали, что-то начинали и создавали. И вот тогда Григорий Козинцев и Леонид Трауберг «докатились» до кино.
Друзья принесли в Севзапкино свой сценарий. После долгих споров и ворчаний специалистов по всем экранным наукам было решено ставить фильм. И Козинцев с Траубергом были зачислены в штат в должности ассистентов режиссера.
Сценарий назывался «Похождения Октябрины»
Продолжение цикла: Похождения Октябрины