Светильник Тайной Вечери

Александр Крейцер. Ольга Грибанова.
Дерево апостола Луки. ч.5. Мастерская апостола Луки гл.6

 

Возле картин Николая Ге в Михайловском дворце Русского музея Борис задержался надолго. Когда-то в юности в Третьяковской галерее «Страстной цикл» этого странного художника выбил его из равновесия.

«Что есть истина?» — благодушно вопрошал Понтий Пилат, плотный, увесистый, весь в потоке света, как золотая статуя. И не дал ответа ему нищий бродяга Иисус. Одни прозрачные и обреченно неподвижные глаза были на этом лице с торчащими неопрятно черными прядями волос и бороды.

Эти картины своим беспощадным реализмом возмущали Достоевского и восхищали Толстого. И чем дальше, тем больше вопросов стало вызывать у Бориса само понятие реализма в искусстве.

Рогир ван дер Вейден. Не ты ли впустил в мир этот страшный вирус реализма, лишив Мадонну нимба на своей картине и спустив ее с трона? Недаром  не смотрят на нее глаза апостола Луки. А дальше будут уродливые герои Адриана Остаде и Питера Брейгеля. И захочет реализм подняться над самим собой в чудовищных фантазиях Иеронима Босха.

Вот и сейчас в зале Михайловского дворца тревожит своей реальностью, уходящей в ирреальность картина Николая Ге «Тайная вечеря».

Уходит Иуда с Вечери, набрасывая на ходу покрывало. Его темная фигура, заслонившая пламя светильника, потеряла человеческий облик. Не видно в тени лица, вскинулось черное крыло – так и норовит скрыть от зрителя божественный свет. Что-то бесполое во всем облике – утративший душу гомункулус… И тянется рука убрать с холста эту темную змеящуюся фигуру. И хочется крикнуть Богу Отцу: пронеси мимо Него чашу сию…

 

Той осенью 90-х годов I века от Рождества Христова Лука снова пришел в Эфес, чтобы увидеть Марию и Иоанна. Их здесь знали, сразу указали дорогу – по узкой тропинке  на вершину безлесой горки. 

Единственное дерево над порогом жилища Иоанна уронило на плечо Луки желтый лист с коричневым узором жилок.

Дверь открыл пожилой, лысый, рыжебородый хозяин. Неужели Иоанн, тот юный восторженный поэт?  С трудом узнали друг друга и обнялись со слезами. 

А за спиной Иоанна в глубине жилища у горящего очага сидела Она. Все та же, какой видел Лука ее тогда, и Иерусалиме.

Постарела? Возможно. Но он все равно узнал бы Ее всегда и везде, при солнце и во тьме, и среди пустыни, и в городской толпе. Узнал бы по залившему душу потоку непорочной чистоты.

Лука опустился к ногам Марии с молчаливым приветствием и услышал ее молчаливую улыбку.

«Вот оно, истинное преображение ума, — понял он. – Теперь я могу… теперь я знаю… теперь я готов…» 

И пришла в движение кисть в руке апостола, чтобы зачерпнув теплого Света из горящего очага, благоговейно вывести первые линии на последней иконе Луки…

 

А умирающий инок Андрей Рублев, лежа в траве на берегу реки Передышки, прошептал юному подмастерью, нарушив обет молчания:

– Прокопий, Прокопий… помоги встать… я вижу Ее, вижу… Скорее образ Ее запечатлеть… В доме Она… арка… и огонь, огонь, Свет…

 

«Я сделал это? Я сделал это… Он, Андрей Рублев, умер у меня под рукой… Умер от моей руки…

— Не сходи с ума, — тревожно сказал себе Борис. – Андрей Рублев умер в 15 веке. От морового поветрия.

«Нет, — в отчаянии спорил с ним Борис, гуляющий в веках, —  нет… Ты не понимаешь! Это не тот Рублев, которого знают по книгам и летописям. Этого Рублева я сам сотворил. Я плакал вместе с ним над трупом Радмилы… Я с ним расписывал храмы и держал в руках поющую птицу… Я стоял с ним рядом в Храме Воскресения Господня… Это мой Рублев! И я, понимаешь ты, я… сам… И его больше нет в моем романе…»

— Роман близится к концу, — печально отозвался Борис, сотрудник охраны Эрмитажа. – Тебе пора проститься с апостолом Лукой… Поднимется ли у тебя рука?..

И рука поднялась…

 

«Вот и закончен многолетний труд мой, — думал Лука. – Раскинула руки Мария Оранта над миром. И благословил каждого Младенец Иисус во чреве ее… И готов я, Господи…»

 Он сидел на холме, прислонившись спиной к огромному древнему дубу. Самые старые его ветви, самые толстые и корежистые были уже мертвы, не давали зелени. Верхние ветви, помоложе, все выбрасывали веснами пучки твердых зеленых листьев, а осенью рассыпали по земле желуди. Лука собирал их и дарил всем детям, которые встречались на его пути.

Мертвые ветви дуба торчали в стороны упрямо и величественно, так что издали дуб казался Луке крестом с зеленой кудрявой главой. А если подойти ближе, то видны змеиные извивы молодых ветвей. Настоящее райское древо… Не бывать раю без змия… Чтобы всегда мог человек сделать выбор свой…

«Я сделал выбор свой», — думал Лука, благодарно улыбаясь синему небу, траве под дубом, пыльной дороге там внизу, под холмом. Ведет та дорога к селению… И идут сейчас по ней шумные люди…

  

– Лука!.. Лука!.. – чей-то голос рядом зовет, захлебываясь слезами.

Это старый знакомец, странное дитя человеческое. Все так же одет несуразно, все те же глаза прячутся от мира за стеклами. Только поседели былые кудри, поредели…

Лука, ты видишь их?.. Они бегут, чтобы убить тебя… страшной смертью!..
– Зачем? – удивился Лука.
– Тот, впереди… Помнишь свою последнюю проповедь в ахайском селении? Подошла к тебе потом юная девица и сказала: «Отдам все, чтобы разделить Крест со Спасителем».
Да, помню, — Лука легко улыбнулся. – Дитя милое…
– Беги, Лука, — бормотал, задыхаясь, Борис. – Дай руку, я помогу встать… Беги!..  Тот, впереди, отец девицы…
– Помню… Я вылечил ее, когда она была совсем маленькой… Теперь она выросла…

Совсем близко толпа. Слышны их крики:
– Детей наших с толку сбивать !…
– Молились богам наши деды и прадеды!..
– Детей наших на крест зовет!.. Виси сам на своем кресте!..

– Беги, Лука!.. – захлебывался Борис.
– Зачем, дитя мое? – покачал головой Лука. – Приняли в Риме смерть мученическую мои учителя, Петр и Павел. Вот и мой черед… Вот и я достоин… Дари, дитя мое, желуди с дуба моего…

 

Все ближе крики, все громче топот. И падают желуди с ветвей, как слезы, к ногам Бориса…

Продолжение следует

 

 

Добавить комментарий