Это странное происшествие осталось в памяти человечества на долгие века. И долго служило веским доказательством одухотворенности древних статуй.
Было это около 4 тысяч лет назад. Аменхотеп III, древнеегипетский фараон, решил увековечить память своего отца, великого фараона Аммона. По приказу Аменхотепа были вырублены из камня две огромные статуи.
Около 2 тысяч лет стояли они тихо, мирно и никого не беспокоили. Но произошло сильное землетрясение, и по одной из статуй прошла глубокая сквозная трещина.
С этого момента начались чудеса. На рассвете с первыми лучами солнца статуя начинала плакать. Ее совершенно человеческий протяжный стон был слышан на значительном расстоянии и собирал паломников со всех концов страны. Они не только слышали этот голос в благоговейном трепете, но и комментарии оставляли, точь-в-точь как наши пользователи интернета. На подножии этой статуи остались вырубленные надписи. Одна из них была сделана по-латыни неким римским путешественником.
Надпись свидетельствует о том, что ее автор своими ушами слышал голос великого небожителя, вселившегося в эти старые камни и приветствующего солнечный восход.
Звучала статуя несколько сотен лет. Явление это бывало не регулярно. Бывали периоды, когда статуя молчала неделями и месяцами, потом опять начинался ее стон.
Прибыл в Египет однажды римский император Септимий Север, наслышанный об этом чуде. Но статуя при нем говорить не захотела. По-видимому, был этот Септимий Север человеком хозяйственным, добросовестным. Решил он, что неправильно это быть статуе на две половины разломанной — может, потому и молчит, обижается! Отдал он приказ соединить две половины и скрепить их как следует. С тех пор голоса статуи не слышал никто.
В наше время это чудо-чудное вполне объяснимо. Самый обычный материал для статуй Древнего Египта — пористый известняк. Две тысячи лет стояли эти статуи в пустыне, разрушались ветрами, дневным жаром, ночным холодом. Материал становился все более хрупким, покрывался микротрещинами. А затем землетрясение раскололо статую и обнажило неотшлифованные слои. Холодными ночами в трещинах скапливается влага, а с первыми лучами солнца она разогревается, начинает испаряться, раздвигая поры камня. Эти звуки сливаются в один хор, резонируют в глубоких слоях, и изумленные очевидцы слышат жалобный плач статуи.
Скрепив статую, мастера закрыли доступ солнечным лучам и потоку воздуха, камень перестал резонировать, и статуя замолчала навсегда.
Продолжение цикла: Мадонна Исида