У каждого народа свой неповторимый духовный облик. Можно удивляться этому, можно посмеиваться: «Что русскому здорово, то немцу — смерть». Где истоки этого явления? Каково то зерно, из которого вырастает то неповторимое, национальное, духовное?
Известный этнограф, историк, диалектолог Д.К. Зеленин в целом ряде своих очерков и исследований восточнославянской культуры в 90-х годах ХХ века познакомил мир с народным восприятием смерти.
Если вдуматься, рождение и смерть — это две точки, две вехи на любом пути. И ведь живет в любом из нас подсознательно, глубоко, представление о собственном бессмертии. Но как? И где? Любопытные различия в представлении об этом заложены в культурах разных народов.
Сколько таких вариантов? Сколько различных условий вечной счастливой жизни в ином мире?
Это и выполнение определенных правил и предписаний, неких ритуалов, зачастую связанных с похищением чужих жизней, как в кельтской культуре. Это и воинская доблесть, как у германских народов. Только воин, павший на поле боя, достоин вечного пира на Валгалле с верховным богом Одином. Следовательно, воюем всегда, везде и по любому поводу.
А что же у восточных славян?
Вечная покойная жизнь — удел «родителей». А «родители» — это, безотносительно к возрасту и состоянию, те , кто умер собственной смертью от старости или болезни. Они святы, они вечные защитники и покровители семьи.
Печален удел «нечистых», «мертвяков», «навиев». Это те, кто умер неестественной, преждевременной, насильственной смертью. И убитые, и самоубийцы, и утопленники, и «опойцы» — умершие от пьянства. В этой же скорбной толпе и колдуны. Они вечные скитальцы, несущие всюду беды и болезни.
Вот и призадумаемся об этом, сидящем глубоко в нас, представлении о святости жизни, о необходимости беречь ее, а значит, и о святости семьи, святости родительства. И трижды подумаем о сущности нашего вечного противостояния с западным миром.