В первой четверти 19 века имя костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего в начале 17 века юного царя Михаила Романова, на волне всеобщего патриотического подъема становится чрезвычайно популярным. Эта история обрастает легендами и дополнительными сюжетными линиями. Подвиг Сусанина прославляют в стихах и прозе.
В 1815 году по живым впечатлением от войны 1812 году была создана опера итальянского композитора Катерино Кавоса, долгое время жившего и работавшего в России, под названием «Иван Сусанин». Написана она была в несколько ином жанре французской комической оперы. В наше время мы это называем мюзиклом. Драматические диалоги чередовались в спектакле с ариями, танцами, музыкальными фрагментами. Либретто для этого спектакля написал выдающийся поэт своего времени, лингвист и историк князь Алекандр Шаховской. История, им написанная, довольно приблизительно отражала исторические факты, тем более, что князь счел необходимым оставить главного героя живым, чтобы не расстраивать зрителя. Опера пользовалась успехом, хотя русского было в ней довольно мало по нашим нынешним меркам. Но для того времени это был серьезный шаг вперед, тем более, что композитору итальянцу приходилось серьезно изучать русскую песню, чтобы воплотить в музыке нечто подобное.
В 1830 году молодой композитор Михаил Глинка предпринял серьезное путешествие по Европе, чтобы совершенствовать свое творческое дарование. Он старательно учится у метров французской и итальянской музыки, добросовестно создает произведения в ярком, мелодичном европейском стиле, но очень скучает по родине. Вдали от России он начинает лучше понимать уникальную красоту народной музыкальной культуры. Ему хочется создавать что-то по-настоящему русское. Так потихоньку рождался замысел русской национальной оперы.
Вернувшись на родину в 1834 году, он напряженно ищет интересный сюжет. Берется за повесть В.Жуковского «Марьина роща» и уже начинает работу над музыкой, но возникает новая идея, подсказанная тем же Жуковским — оратория на серьезную героическую тему подвига Ивана Сусанина.
Оратория должна была состоять из трех картин, максимально противопоставленных друг другу: русская сельская сцена, польская сцена и торжественный финал. Жуковский сам берется за тексты для оратории, но скоро вынужден оставить эту работу. Слишком много сил и времени уходит у него на обучение детей царской семьи. Но он предложил продолжить эту работу барону Розену, своему доброму приятелю, секретарю императора Николая I.
Но в это время неожиданно замысел Глинки меняется! В настоящем порыве вдохновения возникают одна за другой новые сцены и сюжетные линии. И это уже никак не оратория, а полноценная театральная постановка. Музыка рождалась независимо от текста, наоборот, текст приходилось как-то подгонять под музыку Глинки. Это пытались сделать друзья композитора: Владимир Одоевский, Нестор Кукольник, Владимир Соллогуб. Но задача оказалась непростой. Авторская индивидуальность этих интереснейших писателей своего времени никак не укладывалась в предложенные композитором ритмические рамки.
А вот бесталанному поэту, но добросовестному чиновнику барону Розену это удалось. С чисто немецкой аккуратностью и педантичностью он выполнил то, что от него требовалось.
Работа над оперой была закончена к зиме 1836 года, и весной начались репетиции.
По требованию одного из императорских чиновников пришлось сменить название так, чтобы подвиг Сусанина воспринимался в нужном ракурсе. Было предложено два варианта «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». После долгих споров решили, что царю требуется не смерть, а жизнь. И название «Жизнь за царя» было утверждено, несмотря на протесты композитора.
Премьера оперы состоялась в конце 1836 года. Партию Сусанина исполнял знаменитый бас России Осип Петров, а партию Вани его невеста, Анна Воробьева.
В восторге от таланта этих артистов композитор дополнил партию Вани еще несколькими фрагментами, чтобы показать публике все возможности молодой певицы.
Интересно, что дирижировал первыми спектаклями тот самый Катерино Кавос, который написал двадцать лет назад оперу на тот же сюжет. И некоторое время обе эти оперы шли в Большом театре вперемежку. Но потом Кавос, признав большие достоинства оперы Глинки, сам снял свою оперу с репертуара.
После революции 1917 года оперу долго не ставили в театрах. Название «Жизнь за царя» было неприемлемо. Но новый советский театр нуждался в серьезном репертуаре. И после долгих курьезных попыток подстроить сюжет под советскую тематику, поэт Сергей Городецкий написал вполне приемлемое либретто, и обновленная опера под названием «Иван Сусанин» была в 1939 году поставлена в Большом театре.
Окрывается опера замечательной по красоте увертюрой, удивительно свежо звучащей по сей день. Она открывает первое действие, где в русском селе встречают ополченцев, возглавляемых Козьмой Мининым для борьбы с польским нашествием. Дочь старосты Ивана Сусанина Антонида ждет своего жениха ополченца Богдана и надеется на скорую свадьбу. Но Сусанин запрещает ей думать об этом, пока на костромской земле хозяйничают поляки.
А в это время у польского короля Сигизмунда бал в самом разгаре. Один танец сменяется другим: полонез, мазурка, краковяк. Но празднику помешал гонец с тревожными вестями. Русское народное ополчение окружило польский отряд в Москве, польские войска отступают.
Разгневанные шляхтичи клянутся разбить русское ополчение.
Приемный сын Сусанина Ваня мастерит себе копье и поет песню, прославляя доброго своего отца, приютившего сироту. Приходит Сусанин с доброй вестью. Ополчение Минина под Костромой, совсем близко. На радостях он разрешает свадьбу дочери. Начинается радостная подготовка к празднику. И вдруг в избу врываются поляки и, схватив Сусанина, требуют, чтобы он привел их тайными путями в стан Минина. Сусанин, спасая дочь, вынужден притворно согласиться. А Ваня тем временем убегает к Минину, чтобы предупредить его.
Поляки уводят с собой Сусанина. Вошедшие в избу крестьяне с женихом Антониды узнают о страшном событии и бросаются вдогонку, чтобы спасти своего старосту.
А Сусанин завел поляков в лесную глушь. Глубокой ночью, когда его враги расположились на ночлег, он в мыслях прощается со своими близкими.
Поднявшиеся поляки требуют у Сусанина объяснений, куда он завел их. Сусанин больше не скрывает от них своего замысла. Он свое дело сделал: завел их вдаль. Теперь им не подойти незамеченными к отряду Минина.
Разгневанные поляки убивают Сусанина.
И финал оперы — народное торжество в Москве. Народ с песнями встречает Минина и Пожарского, спасителей родины. В толпе печальные Антонида с Боданом и Ваня. Они рассказывают людям о смерти своего отца. Народ чествует его память!
Продолжение цикла: Опера Р.Вагнера «Тристан и Изольда»