Маленький древнегреческий городок Милет оказался урожайным на великих философов. Там жил интереснейший мыслитель Анаксимандр, современник и ученик Фалеса Милетского.
Он создал удивительно стройную картину мира, где нашлось место всему, кроме… олимпийских богов. Никак не вписались они в эту картину.
Основа мира — это апейрон, вечная и бесконечная праматерия, из которой рождается мир.
Центр мира — это круглая и плоская, как таблетка, земля, заключенная в несколько оболочек.
Первая из них океан. Постепенно воды его испарялись, и земля поднялась над его поверхностью. А из мягкой и влажной земли родилось и все живое на земле, растения и животные.
Вторая оболочка — твердая сфера с маленькими отверстиями, за этой оболочкой вечное пламя. Мы видим эти отверстия только ночью в виде звезд.
Третья оболочка с одним круглым и большим отверствием, и за ним огонь более яркий — это луна.
И наконец четвертая оболочка скрывает от земли самый яркий и жаркий огонь и отверстие в этой оболочке — Солнце светит настолько ярко, что свет луны и звезд не виден.
Вот такая красивая и стройная система.
Но интересно, что частью этой строго геометрической системы, главной ее движущей силой для Анаксимандра была… справедливость. Вот прямо-таки материальная сила, заставлявшая все материальные тела и явления стремиться к идеальному и недостижимому равновесию. Любое событие в материальном мире — это проявление несправедливости. Свет ущемляет права Тьмы. И она будет бороться, пока сама не нарушит справедливость в свою пользу и погрузит мир во тьму.
Одним словом, мир существует по принципу маятника. Что-то в этом есть! Пока качается маятник, часы идут. Если маятник придет к равновесию и займет определенную позицию, часы остановятся.
Между прочим, такое привычное нам сейчас научное понятие как закон — законы физики, химии, природы в целом, было привнесено в науку именно Анаксимандром. Для нас странно и непривычно воспринимать справедливость, явление из области человеческой этики, в применении к неодушевленному миру. Но ведь и закон — это тоже чисто человеческое понятие, а мы привыкли и приняли это как должное.
Да и то сказать, может быть, это мы, люди, как раз и позаимствовали понятие закона и справедливости у природы?
Продолжение цикла: «В мире гармонии Пифагора»