Мой папа был музыкантом-любителем. Настоящим поклонником и ценителем классической музыки. У нас дома были пластинки с симфоническими записями. Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Вагнер, Рихард Штраус – на этой музыке я выросла.
Одна из пластинок была с детства самая любимая. Я и сейчас помню каждый такт, даже напеть могу. Это Концерт для фортепьяно с оркестром Эдварда Грига.
Эта музыка меня всегда страшно волновала. Знаете такое ощущение, когда теснит в груди и мурашки по позвоночнику бегут?
Когда мне было 14 лет я пришла к выводу, что я, наверно, оттуда родом, из Норвегии. Тогда же написала свое первое серьезное стихотворение и назвала его «Ностальгия по Норвегии». Это было о музыке Эдварда Грига. Очень гордилась этим стихотворением, а потом позабыла и потеряла тетрадь, в которой его записала. Помню несколько разрозненных строчек. Где-то в начале:
От ностальгии по Норвегии вашей
Застонет вдруг сердце, Эдвард Хагеруп Григ!
И где-то в середине строчки, которые мне самой до сих пор нравятся, хотя они довольно неуклюжие:
Мусульманка Анитра норвежкою пляшет.
Вместе с Ингрид весь мир по-норвежски плачет.
Это о героинях пьесы Генриха Ибсена «Пер Гюнт», музыку к которой написал Эдвард Григ. Теперь пьеса появляется на театральных подмостках редко, а жаль! Зато удивительные музыкальные картинки Эдварда Грига живут независимо от пьесы.
Нет ничего нового для нас в том, что на каком-то витке своей истории народ начинает искать свои корни, собирать, беречь свое национальное достояние. В каждой стране есть общества по изучению и пропаганде своей национальной культуры, есть писатели, поэты, художники, музыканты, которые специализируются на этой теме. Но такие произведения чаще всего известны и любимы только у себя на родине и непонятны за ее границами.
Музыка Эдварда Грига – исключение!
Музыка – вообще исключение из всех правил. Как можно нарисовать звуками картину, которая понятна всем, рождает почти зримые образы? Что такое происходит с нами, когда мы слышим эти, говоря языком физиков, гармонические колебания звука, разной частоты, разной амплитуды и какие там еще есть у звуков характеристики?
Как из всего этого рождается картина, которая симфоническом цикле Эдварда Грига называется «Утро»?
Этот удивительный человек, сам похожий на доброго тролля, с гривой седых волос, седыми густыми бровями и усами, но с взглядом застенчивого мальчика, посвятил Норвегии всю жизнь. Родился в Бергене в 1843 году и умер в Бергене в 1907 году.
Всю жизнь посвятил он родной, национальной музыке в то время, когда ее, профессиональной, классической, симфонической, еще попросту не было. Не было национальной оперы. И с этим столкнулся Григ, когда задумал написать музыку для оперной постановки — ее некому было исполнять.
Окончивший с отличием Лейципгскую консерваторию, Эдварг Григ как будто поставил крест на всем, что было навязано ему, на все принятые формы и правила. Он пошел своим путем используя уникальные ритмические картины, услышанные в народной музыке, редкие ладовые обороты, смело сочетал тональности, буквально рисуя всеми этими инструментами новые миры.
Дом, где он жил со своей женой Ниной Григ, все окрестные жители называли Тролльгаузеном – домом тролля. И похоронен он был с женой в одной могиле в скале неподалеку от дома, как будто стал Горным Королем из той же пьесы Генриха Ибсена.