Долгое время Благовещенский мост от Университетской набережной к Исаакиевской площади был единственным мостом через Большую Неву. И это понятно! Нева здесь очень широка, течение сильное. Навести мост при таких условиях было технически недоступно.
На самой Стрелке Васильевского острова стояла Биржа — грандиозная торговая площадка для российского и иностранного купечества. И было сделано все, чтобы торговые суда могли причаливать здесь с максимальными удобствами.
Но вот сухопутному купечеству, прибывающему в Санкт-Петербург обычно с юго-востока, было очень неудобно. Приходилось делать значительный крюк, чтобы добраться до Биржи.
В 1850 году началась грандиозная эпопея — начал строиться постоянный Благовещенский мост на смену наплавному, плашкоутному.
Тогда купечество обратилось с прошением императору провести новый плашкоутный мост прямо к Бирже.
Правительство согласилось с целесообразностью такого предложения.
Проект моста был создан инженером И.К.Герардом. Этот мост должен был быть на деревянных опорах, с деревянными перилами. Мост украшали великолепные узорные фонари, отлитые на российских заводах.
Для экономии была использована часть плашкоутов Благовещенского моста. Как показала практика, это было неправильное решение.
Работа шла три года. К 1856 году мост был наведен.
В 1896 году затеяли новое передвижение. Было решено разбить сквер возле западного фасада Зимнего дворца, как раз в том месте, куда упирался плашкоутный Дворцовый мост. Пришлось мост переносить на запад по Неве, туда, где он стоит и сейчас. И вот тогда и сказалась изношенность плашкоутов. Это чуть не привело к катастрофе.
В апреле 1899 года в двух плашкоутах началась течь. Пытались заделать трещины и откачать воду, но не получилось. Оба плашкоута затонули. Пришлось срочно заменять их новыми. Но было понятно, что городу нужен надежный постоянный мост — нагрузка на Дворцовый мост была огромная. Эта работа началась в 1912 году.
Тогда наплавной мост был перенесен на старое место, к Исаакиевской площади. Но и здесь ему не повезло. В 1916 году проходил по Неве отчаянно дымящий и пышущий жаром параходик-буксир. Шальная искра — и деревянный мост загорелся! Восстанавливать его уже не стали!
Решение строить постоянный мост было принято еще в 1882 году. Почти 20 лет шли бюрократические прения и обсуждался бюджет.
Только в начале ХХ века был объявлен конкурс на лучший проект постоянного Дворцового моста. Долго обсуждалась трасса моста. Предлагалось провести его и к арке Адмиралтейства, и к Эрмитажному театру. Основным требованием к проектам было наличие центральной разводной части, достаточная ширина — не менее 40 метров.
Споры вокруг проектов шли долго. Лучшим оказался проект общества «Батиньоль». Работа началась только в 1912 году. Предполагалось закончить ее к 1913 году, но целый ряд технических сложностей задержал работу.
А в 1914 году началась Первая мировая война, и работа была отложена. В октября 1916 года было решено открыть мост частично недостроенным. Он был проверен на прочность. На него разом въехали 34 тяжело груженых грузовика. Мост выдержал, и 23 декабря по нему было открыто движение.
Окончательный вид с чугунными решетками мост приобрел только в 1939 году.
В течение ХХ века был несколько раз реконструирован.
Продолжение цикла: Биржевой мост
Дворцовый мост: 1 комментарий