Это был уникальный артист-лицедей!
Узнаваемый с первого взгляда в каждой роли — и везде абсолютно разный. Он мог быть коварным злодеем, как в Ручников в фильме «Место встречи изменить нельзя». Мог быть мягчайшим и добрейшим профессором Плейшнером в «17 мгновениях весны». Мог быть дремучим дураком Дыниным в фильме «Добро пожаловать» и мудрецом профессором Преображенским в «Собачьем сердце». И везде был абсолютен на 100%, и везде оставался собой, Евгением Евстигнеевым, со своими собственным отношением к своему герою.
Бывает, что неведомые силы вдруг создают на земле совершенно уникальные человеческие личности, казалось бы, из ниоткуда.
Тридцатые годы ХХ века в СССР дали миру удивительных людей. Может быть, в сознании их родителей глубоко залегли кардинальные перемены в жизни человечества. Вдруг оказались открытыми все дороги — выбирай любую. Все могу! Все мне подвластно!
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в глубокой провинции — в рабочем поселке под Нижним Новгородом.
Семья рабочая. Да и самому Евгению была поначалу предназначена самая пролетарская дорога.
После окончания семилетки он пошел на завод электромонтером, потом слесарем. В процессе работы закончил дизелестроительный техникум, и было это уже в середине войны.
Казалось бы, не было у него ни времени, ни возможностей избрать другую дорогу. Но первым проявился его музыкальный талант. Он участвовал в самодеятельности, играл в джазовом ансамбле на гитаре и рояле.
А сразу после войны поступил в Горьковское театральное училище. По окончании училища три года проработал во Владимирском областном драматическом театре.
И наконец в 1954 году он, уже опытный актер, поступает в школу-студию МХАТа сразу на второй курс.
И сразу становится одним из основателей «Студии молодых актеров», той самой, которая чуть позже выросла в театр «Современник»
Это был удивительный молодой театр, возникший в общем радостном подъеме после ХХ съезда партии.
Казалось, страшная страница советской истории закрыта. Настала новая жизнь, где можно во весь голос говорить правду и быть услышанным и понятым.
Одним из грандиозных событий в театральной жизни стал спектакль «Голый король» по пьесе-сказке Евгения Шварца. Почитайте! Это далеко не детская сказка, злая, язвительная, рискованная, совершенно невозможная в сталинское время. И Евстигнеев, король, стал открытием для зрителя.
Говорить о ролях Евстигнеева в театре и кино можно бесконечно. Хотелось бы напомнить яркий пример того, что мог делать этот удивительный артист. Вспомним чудесный фильм «Зимний вечер в Гаграх». Огромная пропасть между блестящим красавцем Алексеем Бегловым на старых кадрах, артистом-чечеточником, и пожилым, больным, всеми забытым Алексеем Бегловым. Вечным помощником, ассистентом молодых преуспевающих режиссеров.
И вдруг он в день своего рождения поет в перерыве репетиции старую забавную песенку о пчелке. Обратите внимание на это волшебное преображение. Перед нами тот, блестящий красавец, грациозный, обаятельный, каким был тридцать лет назад.
Посмотрите удивительную работу артиста в фильме «Старый Новый год». Пьяненький старичок, невесть из какой квартиры, бегающий с этажа на этаж, вдруг в какой-то момент превращается для нас в какое-то совершенно фантастическое существо, соединяющее между собой два несоединимых мира и восстанавливающее мировую гармонию.
А как Вам такой шедевр джаза на пару с Петром Тодоровским?
Продолжение цикла: Павел Кадочников
Спасибо, Ольга! Хорошая память нашего времени!
Да, Вера! Это был удивительно умный и глубокий артист!