Сергей Филиппов

 

Звезды советского кино

Фильмография этого великого комедийного актера потрясает! С 1937 по 1989 год он снимался в кино ежегодно по несколько фильмов в год. Особенно богатыми были 1956 и 1957 год — по шесть киноролей.

И каждом фильме этот блестящий актер был где-то на втором плане или в эпизоде. Но зритель знал его и любил, как родного.

Родился Сергей Филиппов 24 июня 1912 года в саратовской рабочей семье. Обычный мальчишка. Учился плохо, много хулиганил и даже был в старшем классе исключен из школы за сорванный урок. Исключили так исключили. Начал искать работу. Попробовал себя в разных рабочих профессиях — и нигде не пришелся ко двору.

Неизвестно, каким ветром занесло этого трудного подростка в поисках работы … в балетную студию. Конечно, не работать туда пришел — любопытство приввело. Но увлекся так, что совершенно всерьез увидел в этом собственный путь. И в 1929 году педагоги балетной студии отправили его в Москву поступать в балетное училище Большого театра.

На экзамены он опоздал, приехал слишком поздно. Посоветовали в Ленинградское хореографическое училище, но опоздал и туда. Но удалось поступить в эстрадно-цирковой техникум. Это оказалось самым правильным решением, так как фигура его была слишком нестандартной: огромный рост, чересчур длинные руки, чересчур большие ступни.

Но и получив достаточно эксцентрическое образование и обладая эксцентрической внешностью, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета им.Кирова.

Но тут подвело здоровье. Нагрузка балетного танцовщика оказалась ему не по силам. После обморока во время спектакля он был вынужден уйти из театра и стать артистом эстрадного театра-студии.

Во время одного из концертов в Ленинграде в 1935 году его заметил гениальный режиссер Н.П.Акимов и пригласил в свой Театр Комедии, где и прослужил Сергей Филиппов тридцать лет.

Здесь раскрылись удивительные врожденные актерские способности артиста, не получившего по большому счету специального актерского образования. Врожденная актерская интуиция была редкостной. Филиппов не любил репетиций и не умел на них работать. Он просто выходил на сцену и безошибочно вылеплял нужный образ.

Его необычайно выразительное лицо с резкими грубыми чертами было способно передать тончайшие оттенки, что потом и пригодилось в кино.

Первый фильм, в котором сыграл Сергей Филиппов, «За Советскую родину» 1937 года, не сохранился. Но для самого актера был очень памятным. Знакомство с киноискусством оказалось экстремальным. Сыграл там Сергей Филиппов белофинна, сражающегося с Красной армией. По ходу действия пришлось актеру падать зимой в ледяную воду. Воды актер не боялся, на Волге вырос, плавал, как рыба. Но карельская зима, когда снимался фильм, и саратовское лето — разные вещи. Рухнувшего в реку с плавающим льдом актера вылавливали, растирали, отогревали, и отправляли опять в реку на следующий дубль. Ничего! Боевое кинокрещение оказалось удачным.

С этого времени Сергей Филиппов стал ярким, блестящим кинозлодеем с грубым, безжалостным лицом и страшной улыбкой.

Но оказалось, что может он быть и добродушен, и простоват. И необычайно психологичен даже в самых эксцентрических трюках. Постепенно стало ясно, что каждую из сыгранных своих ролей актер наградил яркой и живой личностью, выходящей за рамки сюжета.

Вспомним веселую забавную киноленту «Беспокойное хозяйство». Актер играет там фашистского разведчика, которого обвела вокруг пальца хорошенькая героиня, сыгранная Людмилой Целиковской. Да, он, как ему кажется, очень ловко выведывает у деревенской дурочки все сведения о мифическом аэродроме, он старательно ухаживает за ней, не теряя ни на минуту своей сосредоточенности. Он играет ухажера. И вдруг в сцене прощания с барышней … расчувствовался. Миссия его закончена, он уходит к своим, все удалось и получилось. И это жесткое лицо вдруг как будто растекается в растроганной улыбке, с которой он заключает глупенькую барышню в объятия. А через секунду — какая неожиданность. Барышня направит на него пистолет.

Вспомним удивительный шедевр советского кино «Золушка». Сергей Филиппов играет там капрала, ворчливого вояку, отправленного в семимильных сапогах искать невесту принца по хрустальной туфельке. Мачеха, Фаина Раневская, пытается соблазнить его и золотом, и вином, но он, кажется, настолько тупоголов, что и в толк не может взять: «Как же без примерки-то?» Но вот оказалось, что туфелька мала обеим сестрам, и мачеха невинно осведомляется на всякий случай, не ли других размеров. Обратите внимание на взгляд, умный и ироничный, который бросил этот дуболом капрал на мачеху: «Никак нет, сударыня».

Можно бесконечно разбирать все эти блестящие роли Сергея Филиппова: проказника-мужа в фильме «Девушка без адреса», грозного иноземного посла, читающего приветственную речь как будто ругательствами в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». И конечно, «12 стульев» Леонида Гайдая, где впервые в его кинокарьере ему досталась одна из главных ролей. И сыграна роль неожиданно глубоко, от величайшего комизма до истинной трагедии.

Поэтому, несмотря на большое количество экранизаций похождений Остапа Бендера, настоящим Кисой Воробьяниновым в памяти людей остался именно он, Сергей Филиппов. И в памятнике Остапу и Кисе в Пятигорске использован именно образ Сергея Филиппова.

А в том году, когда снимался этот фильм, актеру поставили грозный диагноз, онкология мозга. И работа актера шла под сильнейшие головные боли.

Но болезнь отступила на целых двадцать лет.

Снимался актер в кино буквально до последнего года своей жизни. Последней его ролью стал эпизод в комедии Леонида Гайдая «Операция Кооперация».

Умер Сергей Филиппов от рака в 1990 году, похоронен на Санкт-Петербургском Северном кладбище.

Text.ru - 81.29%

Продолжение цикла:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.