Опера Р.Вагнера «Тристан и Изольда»

Музыкальная гостиная.

В 50 годах века Рихард Вагнер упорно ищет свои пути в музыке и новые формы в закостенелом оперном жанре. Но для воплощения новых идей нужны интересные сюжеты. В поисках таких сюжетов Вагнер изучает малоизвестные литературные источники, средневековую литературу и германский эпос.

Легенда о Тристане и Изольде была достаточно широко известна. Множество литературных версий появлялось, начиная с 13 века. И современники Вагнера не раз обращались к этому бессмертному сюжету.

Но Вагнеру, стремящемуся передать в музыке тончайшие психологические оттенки, захотелось усложнить сюжет. Причем усложнить с неожиданной для зрителя стороны.

Та версия истории Тристана и Изольды, которую он создал сам, отличается от классической.

Обращает на себя внимание отказ Вагнера от активного действия на сцене. Весь драматизм ситуации во взаимоотношениях героев. Перед нами одна из первых психологических драм в оперном искусстве. И это сразу стало серьезным испытанием для оперных певцов.  Три действия, протяженностью каждый более, чем по часу, — и на сцене в основном идет непрекращающийся музыкальный диалог, требующий при этом незаурядного актерского мастерства.

Впервые с появлением Р.Вагнера в искусстве опера оказалась не изящным набором арий, дуэтов и терцетов, перемежающихся танцевальными дивертисментами, а полноценным драматическим спектаклем.

Понятно, что постановка такой опера оказалась слишком сложной. Венская опера в 1863 год  отказалась работать с таким материалом, объявив произведение Вагнера неисполнимым. Известный в те годы оперный певец Алоиз Андер, который должен был исполнять партию Тристана, провел 77 репетиций и отказался. Долгое время ходила легенда, что он в процессе этой работы сошел с ума. Но это лишь легенда. А.Андер действительно оказался в психиатрической лечебнице, но гораздо позже.

Что же сделал Вагнер с этим сюжетом, чтобы придать ему драматизм и психологическую глубину?

Начинается опера удивительной красоты увертюрой, в которой музыка рисует нам сюжет бессмертной истории любви. Страдание, недоверие, вспыхнувшую любовь, предательство и смерть. Здесь прозвучат основные темы, которые будут развиты Вагнером в трех действиях оперы.

 

Первое действие.

Прежде всего, Тристан и Изольда – враги. Они и любят друг друга, и тщательно это скрывают, когда Изольда вступает в первом действии оперы на борт корабля.

Тристан – убийца ее брата. И неважно, что он победил в честном поединке и сам чуть не погиб от ран, нанесенным отравленным оружием.

Тогда, после боя, Изольда сжалилась над Тристаном, вылечила его и полюбила – убийцу своего брата и покорителю ее народа.

А Тристан, влюбленный в Изольду, не смеет надеяться на ее любовь. И поэтому, борясь со своим чувством, спешит исполнить вассальный долг и везет Изольду в невесты своему королю.

А Изольда оскорблена и разгневана таким предательством Тристана. Она, чтобы не стать женой короля, собирается поднести своему неверному возлюбленному чашу с ядом и выпить ее вместе с ним. Но ее верная служанка Брангена, борясь за жизнь и счастье своей госпожи, подменяет яд на любовный напиток.

И тут происходит замечательная по драматическому напряжению сцена. Изольда подносит Тристану чашу с ядом со словами, в которых он угадывает ее намерение убить его. И думая, что ею движет только ненависть к убийце брата, он принимает ее казнь – берет из ее рук чашу. Тристан и Изольда выпивают зелье и ждут смерти. Но вместо смерти наступает непреодолимая любовь. Они, уже давно друг друга любящие, более противиться ей не могут, да и уверены в своей скорой смерти.

 

Второе действие.

Открывается действие интродукцией.

Изольда стала женой короля. Но без Тристана она жить не может. Их свидания продолжаются.

Изольда ждет Тристана в саду. Друг Тристана, Мелот, посвященный в их отношения, позвал короля и придворных на охоту. Влюбленные не догадываются, что Мелот решил предать друга и открыть королю их отношения. Служанка Брангена догадывается о его предательстве и пытается остановить Изольду, собирающуюся дать сигнал Тристану, потушив факел у ухода. Но Изольда не верит Брангене.

Тристан приходит к Изольде. А на рассвете в сад приходит король со свитой и уличает влюбленных. Тогда Тристан предлагает Изольде следовать за ним в изгнание.

Коварный Мелот бросается на Тристана с мечом и тяжело ранит его.

Третье действие.

Открывается интродукцией.

Верный слуга Курвенал привозит Тристана на его родину в Бретань. Рана Тристана неизлечима, он умирает, но хочет перед смертью увидеть свою Изольду. Пастух должен мелодией своего рожка подать знак умирающему, если увидит издали корабль Изольды. Но пастух играет только печальные мелодии.

Наконец, корабль Изольды появляется. Но прибывает она слишком поздно. Тристан умирает у нее на руках.

А тем временем пастух подает новый сигнал. Приближается корабль короля Марка. Курвенал запирает ворота замка, чтобы защитить Изольду. Свита короля во главе с предателем Мелотом врывается в замок, но Курвенал убивает Мелота и сам погибает от его меча.

А король Марк, оказывается, прибыл с миром. Служанка Брангена рассказала ему, что дала Тристану и Изольде на корабле любовный напиток вместо яда, и они не виноваты, что не смогли противиться любви. Король Марк решать простить Изольду и отдать ее Тристану. Но видит только два бездыханных тела – Изольда умерла от любви к своему Тристану.

Таким образом на всем протяжении оперы в каждом действии идет нескончаемая борьба героев — и главным образом, с собой. Страдает Изольда в первом действии от неразрешимого противоречия между любовью к Тристану и ненавистью к нему за смерть брата и порабощение родной Ирландии.

Страдает служанка Брангена, не в силах помочь Изольде разрешить это противоречие. Она желает спасти свою госпожу и не смеет нарушить приказ подать чашу с ядом. А подменив яд на любовный напиток, она мучается сознанием того, что ввергла Изольду и Тристана в грех, и это стало причиной гнева короля Марка.

В великих муках Тристан пытается найти себе оправдание: любя Изольду, он вынужден отдать ее своему королю в жены. И из-за выпитого любовного зелья он нарушает вассальный долг, предает своего короля.

И в конце оплакивает погибших король Марк в муках от того, что наказал невинных и прибыл с миром слишком поздно.

Здесь вы видели отрывки из  спектакля Глайдборнского оперного фестиваля. Партии исполняют Роберт Гэмбилл, Нина Штемме, Катарина Карнеус, Бо Скохвус.

Продолжение цикла: Викторина «Скоморошья музыка»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.