Рецензия на роман А. Лонса «Просьба не беспокоить»
Роман “Просьба не беспокоить” входит в цикл фантастических произведений Александра Лонса о приключениях двойников: земного и внеземного, наведывающегося время от времени на Землю по делам службы. Изюминка в том, что внеземной герой — детектив-суперпрофессионал с большим набором супервозможностей. А его земная ипостась становится детективом как бы случайно — уж так сложилось из-за деятельности внеземного собрата, о существовании которого он не догадывается. (Прошу прощения, не все книги серии прочитала. О “случайности” земного детектива — моя догадка)
Сюжетная связанность этих серий предлагает читателю знакомиться с ними в определенном порядке, иначе не всегда просто сориентироваться во всех поворотах сюжета, и автору приходится прибегать к пересказу предыдущих событий.
В романе “Просьба не беспокоить” действует земная ипостась. Имя его автор от читателя почему-то скрывает под обозначением “протагонист”. (Читатель вздыхает и лезет в Гугл).
Я назову героя просто Герой — так короче.
Не сомневаюсь, что постоянному читателю произведений Александра Лонса приятно встретить старого знакомого. Он все тот же и в инопланетном, и в земном воплощении: ироничный скептик, вальяжный любитель комфорта и… самого себя.
Самым странным образом он ведет себя, когда появляются новые клиенты с перспективными делами. Прекрасная и богатая дама Плаватская (на что-то такое намекающая фамилия) предлагает несложную работу: следить за происходящим, замечать странности и в результате этого выявить злоумышленника, который хочет сорвать литературный марафон. И все это в комфортнейших условиях: отель, питание, да еще и возможность что-то дельное написать самому. Потому что наш Герой, кажется, прежде всего литератор, а уж потом частный детектив. И за это еще большие деньги предлагаются. А Герой ежится, морщится — куда-то зачем-то ехать надо.
И очень понятно, что его ассистентка Инга работать с ним больше не желает, в этом романе она уже не Ватсон, а целый Шерлок! Кстати, непонятно читателю, почему Герой ее обозначил, как “жизнерадостную особу”. Барышня занудная, ворчливая, без конца намекающая Герою на его профнепригодность.
В этом романе на мой взгляд очень удачно сочетание взаимоисключающих моментов: лентяй детектив и необычайно густо замешенный сюжет. Этот дисбаланс держит внимание читателя до самого завершения.
Если ружье, повешенное на стене в первом действии, должно выстрелить в последнем, то в этом романе в каждой главе повисает на стене новое ружье. Бесконечные события, ничем не заканчивающиеся, знакомства, повисающие в воздухе, убийства без всяких следов преступлений, герои, пришедшие из прошлых серий с непонятной целью. И читатель уже наверняка заглядывает в конец: как же оно там все распутается?
Особенно ярко воспринимается эта ленивая вальяжность Героя на фоне динамичных героинь. Этот роман — бальзам для феминисток. Опытный профессионал Инга, в результате все и всех раскрывающая и приглашенная в Париж. Гостиничный детектив Марина, которая так и рвется в работу и тоже выглядит более сведущей в профессии, чем Герой. Уля — ну это девушка-ниндзя! В конце даже разочарование — мелковатой выглядит цель ее многоступенчатой виртуозной деятельности. А трех ведьм: Алены, Людмилы и Плаватской — наш герой вообще боится.
Какое-то нежное создание наш Герой: живет себе благодушно в отеле, философствует с другом Резниковым о разных разностях, гуляет по всем этажам и не понимает, что именно он должен здесь найти, спит с Ингой, Мариной и Улей по очереди — исключительно для пользы дела. И даже в этом приятном деле он удивительно пассивен — эти энергичные барышни просто берут его в оборот.
И в связи с этим начинает проясняться смысл невнятного заголовка романа “Просьба не беспокоить”. Это, конечно, про нашего Героя, к которому без конца пристают с требованием что-то делать, наблюдать, расследовать и выявлять. Это герой-шедевр, настоящее открытие в детективном жанре.
Неудачными представляются в романе следующие моменты.
Обилие лекций, которые читают герои друг другу по разным поводам: об амбидекстрах, о разнице между добровольцами и волонтерами и т.п. И что интересно, лекции-то читают друг другу разные люди, а интонации одни и те же: как голос за кадром, который зачем-то включился — может, из другой программы. Вот долгие разглагольствования Резникова радуют: живой человек говорит, страстно и умно.
Внезапное появление могущественной ведьмы Людмилы — из предыдущего романа. Эта ситуация недостаточно обусловлена сюжетом. Герою, конечно, лень всерьез расследовать происходящее: кто там по ночам ходит, дышит, скрипит. Что там за тягостные ощущения возникают? Но ему не лень ехать за тридевять земель и везти зеркала на проверку: вдруг там какие-то сущности отразились. И ему не лень с совершенно непонятной целью выкрасть у ведьмы Людмилы двух жалких полудемонов. И ситуация-то страннее некуда. Ведьма явно сделала вид, что ничего не заметила — слишком примитивно это похищение полудемонов.
И еще более странным выглядит замечание в конце романа о том, что эти полудемоны на самом деле собирались убить своих освободителей. Да ладно? Эти два заморенных существа? Тогда непонятно, что именно им помешало.
Вообще весь этот сюжетный поворот с Людмилой и полудемонами выглядит поддельным ружьем на стене. Зачем оно здесь, если это “исследование” зеркал не дало никакого результата? Ружье не выстрелило.
Еще одним нестреляющим ружьем выглядит загадочная “ночь любви” с Ингой в начале романа. Ждет-ждет читатель, чтобы ему объяснили, в чем подвох: было или не было? Что кому приснилось? А ружье как повесили, так и висит.
И наконец ошарашивает концовка романа. Все ружья начинают дружно палить. Кроме тех, которые были для красоты повешены. И в таких старых конандойлевских традициях. Шерлок Холмс в кресле у камина растолковывает Ватсону ход расследования. Только шерлоков холмсов здесь целая толпа: и Инга раскрывает все карты, и Марина, как оказалось, все самостоятельно расследовала, и Плаватская расставила точки над i. А наш Герой в качестве доктора Ватсона удивленно слушает и торопится вставить: он, между прочим, сделал несколько важных звонков важным персонам — поэтому все так хорошо получилось. Финал был бы очень забавным и оригинальным, если бы не эта густая ружейная пальба из всех зависших ружей. Половину этих ружей читатель и забыть-то успел — а они тут и бахнули!
Такой несколько скомканный финал напоминает последнюю серию мыльной оперы, когда спонсор отказался дальше спонсировать проект. Поэтому все скорее-скорее — лишь бы в смету уложиться. Но радует, что Герой хоть что-то сам в этом романе сделал: важным персонам позвонил.