О крученых и изворотливых

Рецензия на рассказ Н.М. Манаенкова «Би-бо»

Идея произведения о духовном измельчании, о том, что люди стали «крученые, изворотливые и жаждущие», выражена очень слабо. Она тонет в обилии ненужных деталей. Значительная часть рассказа отведена печальному положению деревни, в которой живет мать главного героя. Но это длинное повествование нужно только затем, чтобы объяснить, почему герой ищет работу в городе. Подробно рассматривается географическое положение деревни, флора и фауна — но для сюжета это не имеет значения.

Сюжет практически не сложился, развитие сюжетной линии отсутствует. Юра Гранов, главный герой, с которого начинается и которым завершается рассказ, задуман интересно, но никак не воплощен. Автор не включил его в сюжетную линию.

В середине рассказа внимание читателя оттягивает на себя очень колоритно выписанный пенсионер МВД, которого автор называет то Иван Владимирович, то Владимир Иванович и вводит этим читателя в недоумение.

По существу, вся образность рассказа подарена одному лишь герою — пенсионеру МВД. Герой так любовно выписан автором, что виден практически воочию. И если бы сюжет был правильно выстроен, скажем, в реальном конфликте двух героев, двух миров, двух точек зрения на мир, то рассказ сложился бы интересно.

Речь пенсионера хороша, рассказ воспринимается с интересом. Но в рассказе этот герой нужен только затем, чтобы пожаловаться на бюрократию руководящих органов и на весь современный народ в целом. А весь этот современный народ в лице главного героя Юры Гранова в ответ на это может сказать только «би-бо».Это само по себе интересно и могло бы стать темой рассказа, на что и претендует заголовок. Но сюжет не выстроился.

Серьезный недостаток рассказа — многословность. Обилие ненужных деталей затрудняет восприятие. И вечная болезнь начинающих авторов — причастные обороты в чрезмерном количестве, —   затемняют мысль автора.

Автор хорошо передает речь героев. Очень радует попытка автора передать характер героя через его уникальную мимику, индивидуальные речевые формы. В произведении большого объема это позволило бы создать интересные живые образы

Но сама авторская речь стилистически не выстроена. На фоне многочисленных канцелярских и газетных штампов вдруг включается сугубо просторечная лексика.

В целом рассказ требует значительной доработки сюжетной линии.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.