Джованни Батиста Тьеполо

080326200237

Мастера изобразительного искусства

17-18 века далеко ушли в прошлое. Слились, смешались в некое антикварное время необъятных платьев и причесок, мифологических сюжетов, старинных зданий, так не похожих на теперешние коробки.

А если два разных художественных направления развивались почти одновременно, то попробуй разберись, почему Н. Пуссен, К.Лоррен, Ш.Лебрен — это классицизм. А Джованни Батиста Тьеполо — это барокко.

 В архитектуре эти различия двух направлений гораздо ярче. Стоит поставить рядом легкие, стройные, гармоничные творения К.Росси и пышные, перегруженные вычурными деталями, дворцы К.Растрелли.

Но в живописи эти различия выглядят совсем иначе. А в литературе и музыке и подавно!

По какому же принципу мы разделяем эти два направления? Есть попытки соотнести их по государственно-политическим различиям. Классицизм, мол, вырос на французской почве, а барокко чисто итальянское изобретение. Но и то, и другое направление оказались в Европе настолько популярны и живучи, что были восприняты всеми.

Разница в философской основе. И то, и другое направление выросло из философских прозрений Ренессанса. Но классицизм развился в строгую упорядоченность, которая так была нужна абсолютной монархии. Есть высший священный закон, и представитель этого закона на земле — король! А дальше та любимая нами пирамида, в которой всяк занимает отведенную ему нишу. А шаг влево — шаг вправо грозит всякими бедами. Можно стать посмешищем, как в комедиях Мольера. Можно погибнуть, как в трагедиях Корнеля и Расина. А все почему? Потому что прекрасная и благополучная человеческая жизнь строится только на добросовестном исполнении законов.

Поэтому главная задача — обеспечить человека законами на все случаи жизни. Есть закон о том, что и как должно быть изображено на картинах художников. Есть строгий норматив для написания комедий и трагедий.

Само слово «барокко» очень трудно для понимания и перевода. Так называли и жемчужину неправильной формы, и вообще все, что кажется странным, нестандартным, непонятным. Для деятелей искусства классицизма все, что выбивалось из требований норматива, было «барокко». Но как же хочется каждому нормальному человеку быть самим собой, без установленных кем-то правил!

Барокко нарушало все нормы и законы во имя уважения к личности и, по существу, было ближе к идеям Ренессанса, чем классицизм.

Удивительные вещи создавал венецианский художник Джованни Батиста Тьеполо! Но в его картины и фрески нужно вглядываться.10027

Тогда и разглядеть можно на одной из них в толпе самого художника рядом с каким-то аккуратненьким круглолицым юношей. По одному только этому фрагменту можно ярко показать разницу этих двух направлений.

Угловатое, жестко вылепленное лицо художника с воспаленным взором — и мягко, кругленько выписанное лицо его соседа по картине.

А какие удивительные ракурсы мы увидим на его фресках и росписях. Просто язвительные насмешки над происходящим действом. Так в торжественнейшей почтительнейшей картине «Бракосочетание Фридриха Барбароссы» над головой епископа, венчающего новобрачных, из-за причудливых украшений католического храма спускается голая ножка какой-то статуи, которую мы не видим в этом ракурсе.

Тьеполо был мастером вписывать свои картины во все детали интерьера. И сам на своих картинах мастерски создавал иллюзии. И тогда из тщательно выписанной рамы мифологического сюжета вдруг выползал край одежды, рука или нога.Новый мир

А как забавна и неожиданна его серия картин о народных забавах, о итальянских уличных артистах.

Вот «Новый мир». Целая толпа горожан стоит к нам спиной! Где-то в глубине угадывается Пульчинелла, видно, идет представление. А на горизонте морская даль! И что здесь новый мир? То, на что глазеет толпа, или тот далекий горизонт с выплывающим из мглы кораблем?

« из 2 »

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.