«Терапевты» египетских пустынь

233683.p

Окольные пути христианства

Кто такие терапевты? Кто же этого не знает! Это врачи широкого профиля, первоначально специалисты по внутренним болезням. Довольно обтекаемая формулировка на сегодняшний день.

Хотя если брать сегодняшний день, то терапевты из врачей превратились в механизмы для выписывания рецептов, направлений   и больничных листов.

А слово это в переводе на греческий обозначает «почитатель», «поклонник», «служитель» в духовном, религиозном смысле.

В конце прошлой дохристианской эры Египет представлял собой очень интересную картину. Он потерял политическую независимость, став частью Римской империи, но остался сильнейшим культурным центром. Вспомним, что именно здесь была создана легендарная Александрийская библиотека.

И здесь, вдали от тиранических государств, царит удивительная духовная свобода. Не нравится тебе государство и государь — иди в пустыню и живи там один. Земли много.

Тут надо принимать во внимание, что современное понятие пустыни стало слишком узким. Пустыней мы называем огромное раскаленное под солнцем пространство, на котором ничего не растет. И странно для нас, что туда можно добровольно удалиться. Однако, мы так же знаем, что в любой пустыне есть оазисы, маленькие островки жизни. И некоторые из них так велики, что люди живут там столетиями.

Вольнолюбивым философам Древнего Египта никто не мешал уйти в пустыню и найти там свой уголок для свободной жизни, пустыня принадлежала определенным правителям лишь формально.

Когда появились в египетской пустыне люди, назвавшие себя «терапевтами», неизвестно. В первом веке до нашей эры о них уже знали, как о сложившейся общности. Это были иудеи, сбежавшие из Александрии и от притеснений Рима, и от зависимости от фарисеев и саддукеев.

То общество, которое они основали в пустыне, очень напоминает христианское монашество. Монахи без монастыря. Эти люди отказывались от всего в привычном мире. Они раздавали все свое имущество, отрекались от родных и друзей и уходили с единомышленниками в пространство.

Найдя пригодное для жизни место, они строили поселок, состоящий из отдельных жилищ для каждого члена общины. Единственная их пища — хлеб с солью и водой.

Откуда он брался, если терапевты были убежденными противниками труда? Они не для того уходили из мира, чтобы заботиться о своем пропитании. Они уходили только за духовной пищей. И все дни проводят они в своих кельях в общении с Богом.

Да, вопрос остается открытым. Откуда хлеб? Значит, были у них друзья и доброжелатели в мире, которые их подкармливали по мере возможности.

Лишь в субботу они собираются вместе в особом большом зале, поделенном стеной. В одной половине мужчины, в другой женщины. Здесь глава общины читает им поучения, они вместе поют молитвы и вкушают тот же самый хлеб с солью и водой. Изредка этот хлеб сдабривается иссопом, антисептическим свойствам которого древние иудеи придавали мистическое значение.

И это постоянно общение с Богом приносило неожиданный результат. Люди шли к ним … за исцелением. Терапевты прославились, как искусные врачи, излечивающие любую болезнь. Как? Каким образом? Это вопрос.

Если они использовали травы, то это опять-таки труд, который терапевты отрицали. Травы надо было собрать, высушить, приготовить какие-то отвары и настойки. А значит, разжечь огонь, чего терапевты не делали. Это им было незачем, им достаточно было холодной воды.

Но слава терапевтов как возвышенных мудрецов и искусных врачей сделала свое дело. Под влиянием их образа жизни сложились общины ессеев, которые скопировали все, кроме одного. Ессеи не размышляли, они работали.

Продолжение цикла:  Дорога благовоний,  «Правдивое слово» Цельса

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.