29-й сезон Театра Дождей: время «больших и малых юбилеев»

Вероника Родкевич

Меньше месяца осталось до того дня, как Театр Дождей откроет двери в новый театральный сезон. А сердце всё ещё живет прошедшим. Он был таким незабываемым, ярким, разноплановым, таким насыщенным, что не рассказать об этом нельзя. Поэтому сегодня – мой обзор самых интересных и значимых событий Театра Дождей сезона 2017 -2018г.

И начну я с того, с чего он начался . С юбилея.

ЮБИЛЕИ.

Отмечать юбилеи – это такая общая традиция всего человечества. Наверное, есть какая – то притягательная сила в этих пятерках и ноликах , раз именно ими люди отмечают определенные временные периоды. Как зарубки на дереве жизни, как верстовые столбы на земной дороге. Юбилей – это возможность замедлить шаг, остановиться, отдышаться, и оглянувшись на пройденный путь что-то переосмыслить, что-то сохранить в памяти, а о чем-то постараться забыть. Это попытка исправить то, что можно и смириться с тем, чего исправить нельзя. Остановиться на миг перед этим рубежом, сделать определенные выводы и подведя итоги, перейти его и идти дальше, к новым зарубкам, к новым верстовым столбам.

29 сезон Театра Дождей я назвала сезоном «больших и малых юбилеев». Их и вправду было немало! Первый же спектакль сезона оказался знаменательным. И это был «Продавец дождя»! Вот кому везло в 2017ом на круглые красивые цифры! Не успели мы порадоваться в июне 25летию спектакля, как уже 18 августа, на открытие сезона «Продавец дождя» отмечал четырехсотый спектакль!!!

Подумать только! Четыреста раз звучал со сцены призыв Била Старбака: « Люди! Мир принадлежит тем, кто его видит!» И слышали эти слова, по меньшей мере, 40.000 человек!!! А это, между прочим, численность населения небольшого городка! Но даже если десятая часть зрителей услышала слова Продавца Дождя, и приняла их не только слухом, но и сердцем, то мир уже в тысячи раз стал добрее, чище и светлее.

О «Продавце Дождя» я уже писала ранее вот здесь.  Чтобы не повторяться, скажу только одно — Самое главное, что спектакль , за эти 400 раз , не потерял свою душу и не утратил искренности чувств. Игра актеров за это время не стала набором заученных штампов. «Продавец Дождя» очень живой и настоящий, всё так же любим и актерами, и зрителями и является одним из самых востребованных спектаклей Театра Дождей. Его визитной карточкой.

«Продавцом дождя» Театр открыл 29 сезон. А завершил его спектаклем, который тоже в недавнем времени отметил круглую дату. «От красной крысы до зеленой звезды» в 2017 году исполнилось 10 лет. Правда, премьера состоялась в июне 2007 года, а в 2017ом вспомнили об этом только осенью. Поэтому получился такой юбилей «вдогонку». Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

История «От красной крысы до зеленой звезды» интересна и необычна. И до премьеры был пройден большой путь. Впервые о пьесе Слапковского в Театре Дождей узнали ещё в 1998 году, когда на своем творческом вечере актер Валерий Саломахин показал два эпизода – «Перевод» и «Зеленая звезда». Эта драматургия понравилась другому актеру Илье Божко, и во время учебы на 1 курсе ШРД он предложил несколько сцен для самостоятельных работ.

На 3-м курсе вышел спектакль. Он был поставлен Лидией Григорьевной Гавриловой, и его играли на сцене Театра Дождей как дипломный выпускники курса И.О. Горбачева , среди которых были И.Божко, А.ИвАнов, И.Кожевников,А.Маков, Н. Никитина, К.Розова, Э.Аксенова, Н.Авдеев, С.Сергеев, Антон Пулит.  В отличие от нынешней постановки, в нем не было сцен «Лифты» и «Половица».

Когда же он перестал идти, актеры по нему скучали, вспоминали и предлагали Наталье Васильевне поставить «От красной крысы до зеленой звезды» . Но как-то всё не складывалось.

А спустя несколько лет, в Театре Дождей появился Сергей Рубашкин, который на тот момент заканчивал учиться на режиссера в ГИТИСе. И ему Наталья Васильевна предоставила возможность поставить свой дипломный спектакль у неё в театре, предложив пьесу «От красной крысы до зеленой звезды».

Так в июне 2007 года в Театре Дождей появилась вторая версия «Крысы». С. Рубашкин выпустил спектакль, защитил диплом и уехал в Москву. Постановка осталась без режиссера. А доводить его до нужного уровня и поддерживать в чужом решении, Наталья Васильевна не могла. Поэтому ,исходя из изначальной договоренности с Рубашкиным, она сделала свою постановку с измененной концепцией , исходя из своих представлений и мировоззрения. Наталья Васильевна говорит, что «У Сережи был более трагический спектакль, и , наверное он был о том, что понимание между мужчиной и женщиной невозможно. А я стараюсь делать акцент на том, что понимание необходимо, нам надо сосуществовать вместе и надо принимать другого таким, какой он есть, а не пытаться сделать его таким, какой он удобен тебе. Прежде всего, это спектакль о любви, о надежде, о поиске веры.»

Этот нынешний спектакль, и идет с неизменным успехом уже больше 10 лет.

«От красной крысы до зеленой звезды» — это трагикомедия, которую сам автор обозначил как «многоэтажную пьесу с подвалом и крышей». В ней мы попадаем в обычную типовую многоэтажку , которая, по сути, является эквивалентом нашего мира . И в этом мире разыгрываются маленькие трагедии и большие драмы, забавные комедии и душераздирающие мелодрамы. Показана обычная жизнь во всей её пестроте, сложности, непредсказуемости .

Десять историй, которые на первый взгляд не связаны друг с другом. Но на самом деле они все части единого целого. В этом спектакле , где кажется , все роли такие маленькие, на самом деле нет маленьких ролей! В крохотные эпизоды актеры вмещают целые жизни своих героев, за несколько минут они рисуют портреты разных людей с их судьбами, характерами, мировоззрениями, со всей полнотой чувств, страстей и эмоций! И играют, как дышат! Легко, естественно, свободно. «То, что у нас в Театре есть команда, позволило поставить такой спектакль, когда люди играют не роль, а играют спектакль. Вот это очень важно», – говорит Наталья Васильевна .

«От красной крысы…» как калейдоскоп, где через 5-10 минут меняются ситуации, характеры, смыслы, эмоции. Есть возможность поплакать и посмеяться, задуматься над вечными вопросами. И самое главное, в спектакле есть свет и надежда на лучшее. Его очень любят и актеры, и зрители. И думаю, что 10 лет – это только начало! Впереди у «Красной крысы» долгая и счастливая жизнь.

Так же, как и у его ровесника «Дикого» – любимого спектакля маленьких и больших зрителей Театра Дождей. Он тоже отметил в этом сезоне десятый день рождения.

«Дикий» появился на свет 26 апреля 2008 года. Предыстория его создания очень интересна. Как рассказала Наталья Васильевна, про пьесу Владимира Синакевича она знала давно. Ещё когда была в Субботе. Театр «Перекресток» ставил спектакль – «Птица по имени Карл» . Это был 1983 год! Но текст самой пьесы найти было невозможно. И только спустя много лет, одна знакомая принесла пьесу «Птица по имени Карл» из театра БТК, где он идет под названием «Гадкий утенок». А когда спектакль «Дикий» вошел в репертуар Театра Дождей, об этом сказали вдове Владимира Синакевича. Она пришла, посмотрела, была очень благодарна Дождям ,и потом принесла Наталье Васильевне целую пачку пьес своего мужа, которые нигде не публиковались.

Спектакль Театра Дождей был поставлен для детей. Но его любят все. Наталья Васильевна рассказывала, как однажды, увидев зрительный зал , где в основном были взрослые люди, она в шутку сказала, что вообще–то они детский спектакль ставили. А ей ответили: «Это вы так думаете»! Потому что «Дикий» -детский только по форме. А по сути, в нем, как в зеркале отразился наш «взрослый» мир! В нем тесно переплелись философия и психология, юмор и драма, любовь и дружба, поиски ответов на самые главные вопросы. А ещё в нем есть то, о чем люди пишут в отзывах –«…что-то теплое, доброе из детства накатило на зрителя . Еще очень долго шлейф полета , свободы и легкости, добра преследовал мой одурманенный мозг. Странное чувство. Спектакль +6 , но таких положительных эмоций я давно не испытывала от похода в театр.»

О «Диком» также можно в нашей рубрике более подробно

А самым юным юбиляром в прошедшем сезоне оказался спектакль «Белые флаги». Он отметил свои первые пять лет.

«Белые флаги» — спектакль уникальный! Его особенность в том, что он единственный из всего репертуара Театра Дождей ставился не на Фонтанке,130! Когда у Натальи Васильевны появилась возможность поставить спектакль на Большой сцене Молодежного театра, она осуществила не свои творческие стремления, связанные с этой площадкой, а помогла воплотить в жизнь мечту своему актеру .

«Белые флаги» — это Ильи Божко детище. Его выношенная идея, он очень хотел эту вещь донести до зрителя, и когда он об этом сказал – я ему сказала, что желание нужно материализовывать. Он написал инсценировку, придумал сценографию, подобрал большую часть музыки и начал репетировать. И вот эта последняя часть не очень получалась, потому что чувствовать и уметь вытащить это из актера – это не одно и тоже,» — говорит Наталья Васильевна. Она сама взялась за постановочную часть и «Белые флаги» стали по – настоящему «дождевыми» и заняли достойное место в репертуаре Театра.

Премьера состоялась 19 января 2013 года и надо сказать, спектакль не сразу нашел своего зрителя. Поставленный по одноименной повести Н. Думбадзе, он психологически сложный , глубокий и серьезный. Это спектакль – притча о десяти заключенных. И затрагиваются в нем очень важные, мировоззренческие темы о справедливости, о мере добра и зла, о воздаянии и, конечно о любви и поиске веры. «Белые флаги» созданы не для отдыха и приятного времяпрепровождения. Зрителям приходится не только чувствовать, но и думать, размышлять. А не все люди, приходящие в театр готовы к этому. Поэтому в первое время на «Белых флагах» были полупустые залы, люди уходили в антракте. Спектакль с трудом находил свою публику. Но никого не оставлял равнодушным.

И со временем ситуация стала меняться. По словам Натальи Васильевны «у «Белых флагов» появился свой зритель. И самое интересное, что зритель это молодой. В основном студенчество. Они понимают и юмор этого спектакля, и интеллектуальность этого спектакля, их волнуют те вопросы, которые встают перед человеком входящим в мир , вопросы зачем он живет, что хорошо, что плохо, есть бог или нет бога, эти вопросы их волнуют и вот сейчас наконец то этот зал стал заполняться и не просто заполняться, а он стал дышать, смеяться , плакать и аплодировать стоя».

Пожалуй, по полярности мнений , «Белые Флаги» можно сравнить со следующим юбиляром, появление которого произвело в свое время эффект разорвавшейся бомбы. Постановка стала культовой, чуть ли не со дня премьеры. Одни приняли её сразу же и безоговорочно, полюбив на всю жизнь, другие не поняли, и фыркая, уходили в антракте, резюмируя: «Какая чушь»! И это продолжается уже тридцать лет. Именно столько земные часы насчитали легендарному спектаклю «Дом, который построил Свифт».

Конечно, юбилей этого произведения театрального искусства, которое старше самого Театра, отмечали особо. Была открыта выставка в фойе Большого зала Молодежного театра «30 лет без лишних слов», которая рассказывала о славном пути самого «сумасшедшего» и неоднозначного спектакля, Была проведена пресс-конференция , на которой ведущие актеры и Наталья Васильевна рассказали интересные факты из истории «Свифта». Подробно о праздновании юбилея и самом спектакле можно прочитать здесь.  Добавлю только, что «Дом который построил Свифт» — самый сложный, многомерный и многомирный . Он неисчерпаем. Каждый раз открываешь в нем новые истины, что-то незамеченное ранее. Это тревожит душу и воображение, волнует и манит, заставляет приходить на этот спектакль снова и снова.

Это же можно сказать ещё об одном культовом спектакле. Но если на «Свифта» приходишь как на мистерию, в стремлении открыть и познать все его тайны, то на этот спектакль люди приходят… как в храм – просветлить и очистить душу, наполнить её бесконечной добротой и вспомнить слова «Бог есть любовь». Это самая главная идея Театра Дождей. Краеугольный камень. И свое идеальное воплощение, она нашла в «Поминальной молитве». Этой постановке, занимающей особое место и в репертуаре Дождей и в сердцах зрителей, в июне 2018 года исполнилось 15 лет.

Для многих, пришедших в Театр Дождей именно «Поминальная молитва» стала первой любовью. Первым потрясением, первым открытием. Благодаря тому, что спектакль идет на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке, за театральный сезон посмотреть «Поминальную молитву» могут около 10тыс человек. Она идет по два раза в месяц, в зале на 500 мест и всегда на аншлагах! С каждым разом число поклонников «Поминальной молитвы» и Театра Дождей растет. А в зале не только те, кто впервые пришли посмотреть эту самую известную «дождевую» постановку, но и зрители, которые возвращаются к ней снова и снова. Это тот случай, когда спектакль настолько проникает в душу, что люди приходят вновь, приводят друзей, близких и знакомых, билеты на «Поминальную молитву» дарят на день рождения и другие праздники. Так всегда бывает, когда открываешь что-то замечательное, светлое и доброе, делающее тебя счастливым, хочется поделиться своим открытием со всеми.

«Поминальная молитва» — спектакль, который не отпускает, потому что люди , многие впервые, чувствуют великую силу искусства , как было написано в одном недавнем отзыве — «Вы знаете, как называется чувства легкости, очищения, освобождения, переживаемые в театре? Это катарсис. Это то, что я сейчас пережила. Я очень давно не испытывала именно такое по силе чувство. Я приду сюда еще…» И таких отзывов много, ведь «Поминальная молитва» – это больше чем спектакль! Это уникальное явление театрального искусства, обладающее светлой, живой силой, способной повлиять на внутренний мир человека и его душу.

Свою «Поминальную молитву» Наталья Васильевна решила создать после знакомства с драматургом Григорием Израилевичем Гориным, которое случилось во время гастролей Театра Дождей в Москве со спектаклем «Дом, который построил Свифт». Горин пришел его посмотреть и по окончанию действия признался, что впервые увидел свою пьесу поставленной так, как он её написал. Он подарил Наталье Васильевне свою книгу, где в числе других пьес была и «Поминальная молитва». Пьеса потрясла режиссера, Наталья Васильевна поняла, что это идеальная драматургия, и она будет её ставить. В то время это было довольно смелое решение, т.к. «Поминальная молитва» у любителей театра прочно ассоциировалась с постановкой Марка Захарова в Ленкоме. Но, по словам Натальи Васильевны, ей не было страшно, т.к. она видела эту пьесу по-другому ,и ставить хотела про другое, нежели Марк Анатольевич, спектакль которого она видела в начале 90х годов.

Встреча с Гориным, к сожалению, была первой и последней. Вскоре Григорий Израилевич ушёл из жизни. Это стало большим ударом и трагедией для Театра Дождей. И укрепило Наталью Васильевну в решении поставить «Поминальную молитву». Получилось так, что этот спектакль стал поминовением самого Григория Израилевича и эпиграф к пьесе из завещания Шолом –Алейхема стал пророческим для самого драматурга. Сегодня он , вместе с посвящением Горину напечатан в программке «Поминальной молитвы» :

«…На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…»

Премьера спектакля состоялась в июне 2003 года, и практически с первых же показов интерес к спектаклю был так высок, что спрос моментально превысил предложение. Билеты на месяц вперед исчезали за считаные часы от начала продажи. А ведь тогда не было интернета и группы в Контакте, билеты не продавали онлайн. Рекламы у Театра Дождей не было никакой. Главным источником информации были люди, зрители, которым посчастливилось побывать на «Поминальной молитве». Поэтому практически сразу же Театр Дождей стал искать для своего спектакля площадку повместительней. С октября 2004 года «Поминальная молитва» начала «кочевую жизнь» по сценам различных театров, пока Молодежный Театр на Фонтанке не предложил Наталье Васильевне играть «Поминальную молитву» у них. С 2011 года спектакль переехал на постоянное место жительства – в Большой зал Молодежного театра.

Именно там, 8 июня 2018 года, спустя 15 лет после премьеры, день в день, что бывает довольно редко, Театр Дождей играл «Поминальную молитву». Но в этот раз это была уже вторая серия праздника, так как актеры из премьерного состава спектакля сыграли свои роли месяц назад, и это было связано с ещё одной круглой датой. В мае Валерий Васильевич Саломахин отметил семидесятилетие, играя свою главную роль – роль Тевье – молочника.

Валерий Саломахин – один из любимейших актеров Театра Дождей. Талантливый, яркий, харизматичный. Во всех героях , сыгранных Валерием Васильевичем есть особое внутреннее обаяние, и это делает их запоминающимися с первого раза.

 

В Театре Дождей Валерий Васильевич служит с 1996 года и за это время им создано немало интересных самобытных образов, будь то Тисаферн из «Забыть Герострата!» или Профессор Серебряков из «Дяди Вани», Врач «Коралыч» из «Эшелона» или Дорн из «Чайки», Великан Глюм из «Свифта» или Чебутыкин из «Трех сестер».

Своей самой значительной ролью актер считает роль Тевье –молочника из «Поминальной молитвы». «Для меня самый значимый спектакль – «Поминальная молитва». Это единственная постановка, где у меня главная роль.

 

Мои друзья, которые смотрят этот спектакль и оценивают его, не только говорят, что им я понравился, но и весь спектакль в целом. То есть это не режиссёр поднимает меня, и не я поднимаю режиссёра, но мы вместе создали произведение, которым каждый из нас может гордиться» — говорит сам Валерий Васильевич.

70 – цифра почтенная и солидная, но актер Валерий Саломахин молод душой и полон надежд и творческих планов. В будущем сезоне его ждет лучший подарок для человека, играющего на сцене – новая роль. В готовящемся к восстановлению спектакле «Дом где разбиваются сердца» Валерию Васильевичу предложена роль Капитана Шотовера. И по его словам – теперь он мечтает об этой роли.

Валерий Саломахин – актер одного театра. Театра Дождей. Он нашел его тогда, когда уже начал терять надежду отыскать в нашем городе «свой» театр, где бы он мог играть, жить и быть счастливым. И с тех пор, по словам актера, ничего не изменилось. Театр Дождей остается его единственной любовью.

«Когда я посмотрел весь репертуар, то встретился с Натальей Никитиной и сказал: «Я потрясен, мне это очень нравится. Я актёр, не могу жить без театра. То есть жить могу, но не могу быть счастливым. Возьмите меня актёром». И меня взяли» — сказал актер в интервью. А в финале «Поминальной молитвы» 15 мая , принимая цветы и подарки Валерий Васильевич рассказал зрителям, что в юности ему сказала гадалка, что он найдет свое счастье только во второй половине жизни. « И выходит — гадалка не обманула. Это счастье длится уже больше двадцати лет и называется Театр Дождей» — признался Валерий Васильевич.

Этими словами актера я и закончу обзор красивых дат 29 сезона. Страница перевернута. Впереди – новая глава. Тридцатый, юбилейный сезон. И в самом его начале нас ждет, наверное, самый главный праздник Театра Дождей. День рождения его основателя, создателя этого светлого мира, где стало возможным актерское счастье Валерия Саломахина, и всех, кто находится на сцене и за сценой, тех, кто заполняет зрительный зал, тех, для кого Театр Дождей стал родным домом, неотъемлемой частичкой души.

21 августа юбилей Натальи Васильевны Никитиной! Наталья Васильевна не просто режиссер и художественный руководитель! Она – прежде всего духовный лидер, человек, определяющий сознание, помогающий выбрать жизненные ориентиры! Она – зодчий, который всю жизнь строит и восстанавливает храмы многих человеческих душ! А наша двойная радость в том, что этот праздник Театр Дождей подарит не только самой виновнице торжества, её друзьям, коллегам, гостям, родным и близким, а всем , кто придет 21 августа в Большой зал Молодежного Театра на Фонтанке. Билеты в свободной продаже! И их осталось совсем немного!

А я уверена, что этот незабываемый вечер станет счастливым знаком Наталье Васильевне и Театру Дождей на весь следующий год.

Продолжение цикла: Гастроли Театра Дождей. 29-й сезон

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.