Сара и Агарь — героини библейской мелодрамы

Страницы Священного Писания

Как бы ни относились мы к религии, какую бы веру не исповедовали (если учесть, что атеизм — тоже религия), но в основе всей европейской культуры лежат библейские сюжеты. То, с чего начиналась мировая литература, то грандиозное собрание фактов, мифов, преданий и очень понятных человеческих историй.

Вот, пожалуй, первая известная человечеству мелодрама — история Сары и Агари. История неожиданно актуальная сейчас, когда суррогатное материнство вошло в мир, как данность, стало нормой, и эта ситуация рождает и будет рождать немало трагедий.

Итак, первая серия библейской мелодрамы. Древняя Ханаанская земля, маленький пастушеский народ, хранящий свою ни на что не похожую культуру рядом с  такими монстрами древности, как Вавилон и Египет.

Старый пастух Аврам и его старая бесплодная жена Сара. Это трагедия. Ведь все живое в этом мире обязательно должно размножаться — так повелел Бог, создав этот мир. Не имеет смысла человеческая жизнь, если в доме нет детей. Не может останавливаться процесс деторождения.

И древний обычай этого народа велит любящей жене, если она уже не может рожать детей, привести на ложе своему мужу молодую заместительницу, благословить акт зачатия и любить родившегося ребенка, считая его своим.  А долг мужа, с благодарностью приняв дар своей жены, любить и почитать ее по-прежнему.

Вот такое забытое нами представление о любви, которая имеет слишком мало общего с сексуальными отношениями, чтобы быть разрушенной изменой или ревностью. При этом, согласитесь, такой обычай — это древний аналог современного суррогатного материнства.

А вот и другая героиня мелодрамы — служанка Агарь, молодая красивая египтянка.

Интересно, откуда она взялась у Аврама? Странно было бы дочери гордого, надменного народа египетского идти зачем-то через пески, чтобы наняться на службу  дикому с египетской точки зрения пастуху.

Ни слова в Библии об истории появления Агари в доме Аврама. Какие возможны варианты? 

Аврам и Сара не раз бывали в Египте. Может быть, они нашли где-то в дороге маленькую сироту и взяли ее с собой на воспитание? Может быть, купили маленькую рабыню? Такой вариант был бы возможен, если бы не гордый и заносчивый характер Агари, с которым мы еще познакомимся. Ребенок-раб, ребенок-сирота, выросший в чужом доме, не ведет себя настолько независимо.

Может быть, и такой вариант. В пустыне на перекрестке торговых путей всегда немало было разбойничьих племен, живущих грабежом купеческих караванов. Возможно, Агарь была дочерью богатых египетских купцов, убитых во время грабежа. Ну это так, фантазии.

 

А Библия рассказывает об этом следующее.

Мы не знаем, как появилась Агарь в доме Аврама, но ведет она себя отнюдь не так, как служанке положено. Зачав ребенка от Аврама, она почувствовала себя хозяйкой в доме.

 Агари не понять высокой жертвенности Сары и не понять любви Аврама к своей старой жене. Она понимает одно — хозяин взял ее на свое ложе в матери своему ребенку, значит, она главная. И при этом Агарь настолько примитивна и невоспитана, что начинает издеваться над хозяйкой, над ее старостью и бесплодием. 

 

Пришлось Саре постоять за себя. И посмотрите, с каким достоинством. Она вовсе не жалуется Авраму на дерзость служанки. Она вызывает на суд Божий самого Аврама — как он мог допустить, чтобы жену его оскорбляли! И Аврам покорно принимает обвинение Сары, признает ее правоту и разрешает наказать Агарь, как жена сочтет нужным.

Что именно произошло между Сарой и Агарью, Библия не уточняет: “Сара стала притеснять ее”  и только. То есть, поставила дерзкую молодуху на место.

И Агарь в великой обиде и оскорбленной гордости ушла из дома Аврама. Поступок, надо сказать, глупый. Разве что можно списать глупость этого поступка на излишнюю возбудимость беременной женщины. Куда она пошла?  На родину, в Египет? Пешком? Без еды и воды? Под палящим солнцем? Беременная?

Конечно, сил ее хватило ненадолго. Она добралась до ближайшего колодца, и утолив жажду села отдохнуть.

Для нас в этом факте никакого особого значения нет. Колодец и колодец — хорошо, что добралась. А если вдуматься? Колодцы в пустыне просто так не роются. Они бывают только возле человеческого жилья или на караванных путях. Так и движутся караваны — от колодца к колодцу.  Так что недалеко ушла Агарь от дома Аврама. Ровно настолько, чтобы одуматься.

И тут вся эта история приобретает мистический характер. Является к Агари Ангел и начинает с ней разговор.

 

Библия никак не описывает этого Ангела, но Агарь почему-то сразу догадывается, что перед ней посланник высших сил. Был ли он с крыльями, как принято было изображать Ангелов со времен средневековья? Но ведь она и не удивляется, и не пугается, а кротко отвечает на вопросы.

А что если убрать из этой истории мистический оттенок? 

Кто такой Ангел? Посланник, вестник — это точный перевод слова. А давайте-ка вспомним, что есть в нашем языке слово СО-ВЕСТЬ, аналога которому, кажется, нет в других языках.

А не Совесть ли говорит с Агарью? Совесть, проснувшаяся от мук и бессилия. Сама себе говорит Агарь: “Куда ты, дурочка, идешь? Вернись и роди сына, и назови его Измаилом.

И возвращается Агарь к Авраму с Сарой, осознав свой долг по отношению к будущему ребенку и его старому отцу.

 

Вторая часть этой истории выглядит несколько странно — Вся история повторяется снова, только теперь с сыном Агари Измаилом.

У Аврама и Сары, получивших от трех таинственных путников, вестников Бога, новые имена, Авраам и Сарра, вдруг чудесным образом рождается собственное дитя. И вот он новый поворот мелодрамы. Измаил был единственным сыном, единственным наследником всего состояния и, что самое важное для этого народа, отцовского благословения, без которого судьба никак сложиться не сможет. 

Но рождается сын Исаак, так долго жданное дитя Сарры. По древним законам все права у старшего сына.

И Измаил ведет себя по отношению к младшему брату, как хозяин и деспот, — ему принадлежит будущее отцовское благословение, ему все можно! Так же самая логика, что когда-то у Агари — логика культа собственности.

 

Все повторяется. Гнев и жалоба Сарры — хотя и печальная, но послушная уступчивость Авраама. Сарра, любимая жена, продолжает быть правой во всем, на ее стороне Бог — любимый долгожданный сын Исаак должен наследовать счастливую судьбу. Позже эта история с благословением любимому, но младшему сыну повторится в истории Исава и Иакова.

А значит, Агари и Измаилу приходится уйти. Теперь уже не тайком, не кое-как, в дорогу им Авраам дает и еды, и воды. 

Но много ли может унести женщина с совсем еще юным сыном? И опять ситуация с обессилевшими путниками и колодцем, который чудесным образом является среди пустынных скал. И голос Бога, который предсказывает Агари великую судьбу ее сына.

 

Но ведь это уже второе предсказание. Первое, которое поведал Агари Ангел у колодца во время ее первого ухода,  совсем было странным и говорило лишь о чуждости Измаила всему роду Авраама. 

 

Как-то не стыкуется первое предсказание со вторым.

Странное впечатление производит эта вторая часть истории, как будто придумана другим автором, взявшим за образец первую часть. Единственное яркое, уникальное место в этой истории — прощание Агари с умирающим от жажды с сыном. Положила его в кустах и отошла подальше, чтобы не видеть его мук.

А в остальном эта история ухода Агари с Измаилом как будто списана с образца первого ухода Агари. Уж не появилась ли она, когда надо было как-то прийти к соглашению с вечными врагами израильтян, арабскими народами? Ладно, мол, давайте договоримся, что и вы — потомки Авраама!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.