Рихард Вагнер

Музыкальная гостиная.

Этот подлинный властитель европейских дум второй половины 19 века, Вильгельм Рихард Вагнер,  истинный революционер в музыке, родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье скромного добропорядочного чиновника.

Но отец рано умер, а мать вышла замуж за актера Л. Гейера. Отношения у отчима с пасынком сложились хорошие: добрые и уважительные. Актер заметил у мальчика необыкновенные способности к музыке и предложил ему поучиться всерьез. Но всерьез для этой небогатой семьи было недоступно. И пятнадцатилетний Вильгельм, учащийся в бесплатной школе церкви Святого Фомы, начал брать уроки у кантора этой церкви. Трудно сказать, чему мог научить своего ученика руководитель церковного хора, но, по-видимому, начала музыкальной грамоты заложил. А дальше…

Дальше ученик начал сам обучать себя, да так успешно, что через три года был принят на отделение музыки и композиции в университет Лейпцига.

Студенческие годы для выходца из небогатой семьи дались тяжело. Да и после окончания университета легче не стало. Работу приходилось искать с большим трудом. Случались периоды нужды и голода.

Наконец, от унизительно бесправной должности театрального хормейстера в Вюрцбурге он поднялся до дирижера в Кенигсберге и Риге.

В поисках должности, которая давала бы ему какое-то подобие стабильности, Рихард Вагнер странствует по всей Европе: по Норвегии, Англии, Франции.

Осев на некоторое время в Париже, он воплотил, наконец, свой первый творческий замысел: написал увертюру к трагедии И.В.Гете «Фауст», шедшей на сцене одного из парижских театров. За этим последовала первая опера Вагнера «Летучий Голландец», обратившая на себя внимание изысканной публики.

Но настоящий триумф пришел в 1842 году, когда на парижской сцене появилась опера «Риенци».

С этой оперы начался период зрелости великого композитора.

Его художественным принципом стала тесная связь с жизнью, уход от элитарности чистого искусства. И согласно этому принципу он творил совершенно новую оперу — музыкальную драму, соединяющую в себе и черты драматической постановки, и оперы. Он уходит от прежних приницпов оперного спектакля, где действие было лишь фоном для набора красивых арий. Главным в произведениях Вагнера стал именно сюжет, его движение, его драматизм. Речитатив из чисто служебной функции в старой опере, стал важнейшим художественным элементом, а музыкальное сопровождение оркестра стало частью действия, подсказывая зрителю музыкальными темами определенное настроение и состояние.

Но и этот период в жизни Вагнера был непростым. Его стремление во всем ломать устоявшиеся законы привело его к европейским революциям 1848-49 годов.

Во время Лейципского майского восстания 1849 года Вагнер познакомился с «отцом русской анархии» Михаилом Бакуниным, и эта встреча несомненно добавила многое в мировоззрение композитора. Но восстание потерпело поражение, и Вагнеру пришлось скрываться в Цюрихе.

Этот цюрихский период был очень плодотворным в жизни композитора. Именно здесь была задумана и начата грандиозная работа: уникальная «многосерийная» опера-тетралогия «Кольцо нибелунга». Здесь были написаны первые две части: «Золото Рейна» и «Валькирия». Здесь была создана прекрасная опера «Тристан и Изольда»

Создавая свои произведения, Вагнер понимал, что для их постановки нужен совершенно иной театр, с более широкими возможностями, и не зависящий от устоявшегося вкуса публики, а напротив, ведущий ее за собой. Работа над новыми произведениями заняла более десяти лет и по существу шла «в стол». Но такова была сила духа этого человека. Он буквально выстраивал энергией своих замыслов желаемую действительность.

В 1864 году у него появился высокий покровитель. Романтичному и эксцентричному баварскому королю Людвигу II так полюбилась новая музыка, воскресающая древние северные сказания, что он взял под свое крыло всю дальнейшую судьбу композитора.

В 1872 году в баварском городе Байройте был заложен «Дом фестивалей», грандиозное здание, предназначенное для оперных драм Вагнера. Четыре года шло строительство этого театра, и в 1876 году он был открыт премьерой тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», всеми четырьмя частями. Здесь были поставлены и другие шедевры Р.Вагнера: «Парсифаль»,  «Нюрнбергские мейстерзингеры».

«Парсифаль» стал «лебединой песней» композитора. Год спустя, уже тяжело больной Рихард Вагнер, отправившись для восстановления здоровья в Венецию, умер от сердечного приступа.

Посмотрите, насколько современно звучит музыкальная тема из тетралогии Вагнера «Путь на Валхаллу»! Как вписалась она в художественный фильм нашего времени «Реквием по мечте»!

А любуясь в Иматре знаменитым водопадом, я внутри себя ощущала его ритм под «Полет валькирий».

Продолжение цикла:  Михаил Глинка

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.