Поэзия в условиях энергокризиса

Продолжаем путешествовать по поэтическим мирам  Неизвестного Поэта — по сборнику, имеющему многообещающее название «Огни поэзии». 

Что поделаешь! Несмотря на великую истину Капитана Врунгеля, мало назвать лодку правильно. Надо еще приложить кое-какие усилия, чтобы она поплыла.

В данном случае недостаточно собрать в кучу много-много красивых слов, мифологических имен и патриотических клише — надо вылепить из этого стих. А без этого «Огни поэзии» никак не зажгутся.

Мне б дар писать холсты зимой,

Хосты писать нельзя. Можно писать стихи, романы, картины. Но холст — это только материал для картины, как бумага — материал для стиха. Холст можно расписывать. НА холсте можно что-то писать.

Слеза на травы пала изумрудом,
Я помню сорок первый, мать,
И все вокруг казалось чудом,
Мечтал берёз волну вдыхать,

Здесь пятистопный ямб дальше превращается в четырехстопный. Так делать не надо. Можно выстроить ритм из чередования разного количества стоп в строке. Можно превратить стих в тонический, где в целом будет неважно количество стоп. Но одна строка вырвавшаяся из постоянного количества стоп выглядит неряшливо.

Ах, лань бушующего ветра,
В очах ее кипят моря,
Молвы достойная Деметра,
А волос молит янтаря,

Бессвязно.  Почему волос молит янтаря?

Хрусталь, хрусталь — о девы слезы!
Мои шелка, бурьян дрожит,
Ее ланиты чайной розы…
Мерцает заревом магнит,

Совершенно бессвязная строфа.
Мои (чьи?) шелка — и что? Бурьян дрожит — почему? Ланиты — чьи: Деметры или чайной розы?
Откуда вдруг магнит взялся? И почему он мерцает заревом — раскалился докрасна? По какой причине?

Ах лань бушующего ветра,
Бравада сильная моя,
Молвы достойная Деметра,
Вплетаю в косы янтаря!

  • Бравада — показная удаль; бесцельно-дерзкая рисовка чем-н.

Совершенно слово “бравада” сюда не подходит, никак не связано со смыслом.
Никак не понять, почему в честь Деметры надо вплетать в косы янтаря. Здесь лучше предоставить это самой Деметре, если уж она такая непредсказуемая.

Я нежно сяду за рояль,
Прольются звуки райских птиц,
Моя душа — Творца медаль,
И стан причудливых цариц,

Сесть нежно — это как так сесть?

Тут несколько неуважительно по отношению к Творцу. Берете на себя смелость награждать Его медалью?

А в каком смысле душа — стан причудливых цариц? У цариц каких только причуд не бывает. И станы у них могут быть самые разнообразные. Не стоит сравнивать душу со станом.

Я сяду томно за рояль,
Пролью на свет о солнца-ноты!
Мои симфонии — скрижаль,
И свет ответит: « чудо кто ты?»

 

“о” здесь совершенно неуместно и синтаксически, и логически. А что такое “солнца-ноты”? Это солнечные ноты? Или это ноты солнца, которые почему-то Вы проливаете вместо самого Солнца?

Свисают грозди из брильянтов,
А очи словно синий лёд,
На платье снега белых кантов,
Таится в сказке Новый год!

Логически-то приблизительно понятно, что это платье Снежной королевы с окантованное белым снегом. Но вот это нагромождение родительных падежей совершенно разрушает логику.

Новый год таится на платье (чего? каком?) снега (чего? какого снега?) белых кантов. Так чье же платье? Снега?

 
Ель искрится под лучами,
Снега белые ковры,
Шпиль блистает пред свечами,
Красотой блестят шары!

Ну да, в принципе понятно, что елка была в лесу, а стала  новогодней елкой со шпилем и шарами. Только такой резкий переход непонятен. Ну пусть будет.

Неудачно выбран предлог. Пред (перед) — это слишком материально-конкретно. Свечи, а перед ними шпиль. Лучше выбрать предлог “под”. Блистает под свечами. Это уже устоявшаяся форма — под светом чего-либо.

Тонкий тюль уста укроет,
Руки кружево таят.
За окном метель завоет,
Войны льда ее хранят!

Опять таинственные войны. Воины? Ни в коем случае не путайте эти слова.

Я смотрю на трон великой,
Будто ангел — сон возник,
Тюль укроет луноликий,
От мороза чистый лик!

“Луноликий лик” — это масло масляное.

И снег наивными коврами,
Поля застелит, опьянит

А ковры бывают наивными? И хитрыми, и коварными?

Ты помнишь, бабуль, глубокие раны?
И запах войны и бледности страх?

Что такое страх бледности? Боязнь побледнеть?

Бабуль, ты помнишь блокаду?
Как немцы держали туго кольцо?
С небес нам Господь — тихо отраду,
Ударив грозой злодеям в лицо!

Бессвязная фраза. И ритм гуляет.

Ты помнишь, бабуль, тяжелые раны?
Как чужд был героям подлости страх!

Что такое страх подлости? Боязнь совершить подлость? То есть герои не боялись подлость совершить?

Мои оды — рассветы Парижа,
В них скрижаль бесхитростных снов,
Неуместны оттенки престижа,
Нелюбимо богатство оков!

Что такое богатство оков? Какие-то кандалы из золота? Вероятно, имеются в виду оковы богатства? Это не одно и то же.

В них алкала сама Артемида,
И Гефест огнём пожирал,
Неуместны просторы аида,
В них уместен таланта скандал!

Что именно алкала Артемида в Ваших одах? Алкать — это страстно желать? Слово требует дополнения: чего именно желать. 
А что пожирал в Ваших одах Гефест?
Почему просторы Аида неуместны?
Скандал таланта уместен где? В Ваших одах или на просторах Аида, которые неуместны?

Влюблённый в отчизну морей вековых,
Сходил я с ума на холстах у великих,
И взор изумрудов людей дорогих,
Писал мне апрель на щеках луноликих!

Отчизна морей вековых — это что имеется в виду? Море вековое — это вообще-то только что образовавшееся. Морям тысячи веков. И где отчизна этих морей?

Как понимать сходил с ума на холстах?
То есть великие писали картины о Вашем сумасшествии?

Что такое взор изумрудов людей дорогих?

И как писал апрель этот взор на щеках — чем-то зеленым?

И опять “луноликие”. Луноликий — это похожий лицом на луну — лицо круглое, светлое. То есть на щеках имеются свои собственные круглые лица?

Сонет сонет! Очнись мой милый,
Я до восторга им больна,
Мой взгляд от сладости постылый,
Его качал в окопах льна,

В этом стихе обращение, как я понимаю, к милому, а не к сонету-балету-рассвету? Поскольку дальше идет “им больна”.

Что значит “постылый взгляд”, при этом от сладости? 

А на каком таком фронте бывают окопы льна? У слова “окопы” — только одно значение, солдатское.

Балет балет! Очнись мой ярый,
Я до восторга им больна.
Мой стан, от нежности усталый,
Его красой сводил с ума,

Кого сводил с ума? Балет? Балет станами не удивишь!

Рассвет, закат! Очнись мой милый,
Я до восторга им больна!
Мой стон от слабости постылый,
Его качал как миг-волна!

Опять таинственный постылый — теперь стон. Но кто кого при этом качал?

И что такое миг-волна? Такое впечатление, что из физики что-то.

Мне б в косы вплетать янтаря,
Бесценная дева балета.
Окутали кисти моря,
Влюблён в красоту силуэта…

Что такое “окутали кисти моря”? Какие кисти?

Кто влюблен в красоту силуэта?

Могила неизвестного солдата
Спокойно в ней лежат ребята
Чьи души пламенем горят…
Могила неизвестного солдата.

Терзает сердце мне бравада
Роняет горько слёзы мать…
Героев Русских не понять!
Могли за Русь сердца отдать!

Здесь какая-то непонятная рифмовка. Можно, конечно, с этим экспериментировать, но не в этой теме.

Опять слово “бравада” — совершенно неуместное. Избавьтесь от слова “бравада” — Вы его неправильно употребляете.
И не стоит целое четверостишие на одной рифме строить.

Я вьюга безумная, море и танец,
Я полон бравады безмолвных огней,
Я пламя? Да нет, я изящества глянец,
Я мира ревнивый герой — соловей!

И снова здравствуйте, «бравада!. .

Почему ревнивый? К кому ревнует соловей?

Я вьюга, я танец, сонет мои очи,
Терзает весна! Я горе-Фольклор,
Я море изысканной, пламенной ночи,
Я вальса красивый и доблестный вор.

Кого или что терзает весна? Мои очи? Тогда что делает сонет? Или они вместе терзают. Тогда так и надо сказать.

Вот это вообще непонятно! Что такое горе-Фольклор? Это слово обозначает народное творчество. Тогда причем тут горе?

Красивый и доблестный вор вальса? У кого украден вальс?

Ты с миром от счастья с тревогой покойся,

Вообще не понимаю, что это значит.

Он на портрете улыбался,
Он воздухом полей пленил.

Пытаюсь представить себе человека, пленяющего воздухом полей. Фермер, что ли? Очень рискованно. Знаете, чем поля удобряют?

Веет вьюга и просится в даль,
Отвоюет у солнца награду,
Унося за собою в февраль,
Забирая моря отраду,

Это какое море имеется в виду?  В первом четверостишии были моря жемчугов. Имеется в виду, что вьюга почему-то отобрала у моря жемчуга?

Как же кружатся яхонты в небе,
Как играются в синюю сталь

Это чисто разговорная,  неграмотная форма “играться во что-то”. Употреблять ее нельзя в таком контексте.

В погоне за ликом весны,
Взмахнула рукою пейзажной

Как выглядит пейзажная рука?

Мое искусство, моя роза,
О шарм изысканных духов!
Моя богиня, солнца проза,
И королева моих снов.

Ритмическое ударение в этих слова сместилось на о “мОя роза”, “мОих” снов. Старайтесь не допускать этого.

Пленяй, пленяй мои картины,
Своди с ума! О лик небес!

Пленять картины — это как? Пленять — это брать в плен (эмоционально, духовно)

Ласкай, ласкай мои закаты!
Афины бредили пред сном.

Я розой дивной об рассветы,
Мечтал о чуде неземном.

А где рифма? Закаты/рассветы — это ну совсем не рифма. И это как? мечтать об рассветы!

Ласкай, ласкай мои куплеты,
Я сердцем дивным сочинял,
Мои уста опять раздеты,
Я ливнем грозным опьянял,

Как это ласкать куплеты? Здесь надо правильно знаки расставить.

А уста  были сначала одеты? В ковидную маску?

Кого опьянял ливнем грозным?

Я поэзии раб безутешный,
Ала кровь по книге бежит

Здесь краткое прилагательное неуместно.

И губы яхонту покорны

Это как?

Ланиты, что рубина краше,
Мечтают заревом во сне,
И испивают вина в чаше,
Тревожа ноты по весне.

Щеки прямо фантастические, собственной жизнью живут. И мечтают, и вино пьют. Поэтому краше рубина? Багровые такие? Лучше убрать “вина” иначе странные картины возникают.

Ноты — это значки на бумаге, которыми обозначаются музыкальные звуки. Щеки, даже очень румяные, никак не могут растревожить значки.

Твои ланиты чудотворны,
Я удалюсь в плен твой вон!

Это что значит?

Зачем мне сонмы томной страсти?
Зачем, скажи мне, океаны рук?

Опять пятистопный ямб превращается в четырехстопный.

Страшновато звучит: океаны рук.

 

Зачем объятия ампира?
Зачем мне красок небосвод?
Твоя больная сердца лира,
Дурманит время-хоровод,

Почему ампира? Для чего он тут, художественно-архитектурный стиль позднего классицизма?

Что такое время-хоровод? Хоровод времени?

Ответь же, мастер хризантемы!
Ответь же самоцветом всласть!
Я так устала от болей дилеммы,
Мне б в тёплой нежности пропасть!

Как выглядит ответ самоцветом? Да еще и всласть?

Какая у болей дилемма? Звонить врачу или не звонить?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.