Бытие и мышление Парменида Элейского

parmenides-1

Гипотезы о мироздании 6

Возле маленького итальянского городка Ашеа, который расположен недалеко от Неаполя, сохранились остатки древнего греческого города Элеи, который был в свое время философским центром Древней Греции. Здесь в 6-5веках до нашей эры возникла философская школа, названная в дальнейшем Элейской.

Сложилась она под влиянием идей Ксенофана, но во многом и отталкивалась от его философских воззрений.

Основателем этой школы считается Парменид Элейский.

Родился он по одним источником около 540 года до нашей эры, по другим — около 515 года, в одной из знатнейших и богатейших семей Элеи. Получил прекрасное для своего времени образование. Был волевым и властным человеком, поэтому и карьера его сложилась прекрасно. По свидетельству источников в своем городе он был одним из правителей, занимался законодательством и был очень уважаем гражданами за ум и высокую нравственность.

Но в истории остался он как глубокий философ, предшественник идей материализма. Его труд — философская поэма «О природе» содержит основные тезисы его философской системы.

В мире существует только бытие, которое не отделимо от мышления. Мыслить и быть — это одно и то же, потому что невозможно мыслить о том, что с бытием не связано.

Бытие вечно, у него нет начала, нет рождения. Так как миг рождения Бытия должен был бы проистекать из Небытия. А Небытия не существует по определению.

По этой же причине Бытие не подвластно смерти, не может быть уничтожено, иначе перешло бы оно в Небытие.

Бытие существует здесь и сейчас. У него нет прошлого и будущего. Оно всегда существует в данное время и в данной точке.

Бытие статично, совершенно и… ограниченно. А все совершенное имеет форму шара. Таково бытие.

Бытие едино. Нескольких бытий быть не может, иначе они были бы разграничены Небытием, которого нет.

По этой же причине оно однородно, ведь будь в нем некие части, то разграничены они были бы опять же Небытием.

А отсюда интересный вывод: движения в мире нет. Ведь движение существует только относительно неподвижного объекта. Если бы Бытие было в движении, пришлось бы признать существование Небытия, относительно которого совершается движение.

Основным критерием истины Парменид считал разум, отвергая ощущения. Ощущения субъективны, они у каждого собственные, им нельзя доверять. Только разум, очищенный от ощущений может прийти к истине.

Бытие и мышление Парменида Элейского: 2 комментария

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.