Сказания о чудотворном строителе
В возрасте 23 лет юноша Варфоломей принял постриг и стал монахом Сергием. И шел он к этому не стандартным христианским путем. Это для нас в нашем XXI такой путь кажется естественным и единственно верным. Средневековье смотрело на это иначе.
Вспомним Евангелие.
«Не мир, но меч» — с этими словами человек был должен разорвать все, что привязывало его к старому языческому миру. И другого пути не было. Чтобы прийти в будущее, надо выйти из прошлого. И вот более тысячи лет прошло в этой мучительной борьбе христианского человечества с привязанностью к земному материальному миру во имя мира духовного.
Тысяча лет прошло, но юноша Джованни Франческо из итальянского города Ассизи, прозванный Франциском, начинает свой духовный путь все тем же образом. Разрывает всяческие связи с близкими и уходит в мир, где он наедине с Создателем. Больше близких нет у него, есть Брат Волк, и брат Заяц, вероятно, и сестра Кукушка, и Братик Цветок.
Путь Варфоломея-Сергия совсем иной.
Братья его Петр и Стефан, разумные, удачливые, вовремя женятся. Стефан быстро продвигается по церковной карьерной лестнице. Петр мирно вьет гнездо в миру.
Варфоломей отказывается от супружества. Он хочет стать монахом. Но никакого категоричного разрывания семейных уз мы не увидим. Престарелые родители просят его не оставлять их. Стефан и Петр — уже отрезанные ломти, остался один Варфоломей, чтобы покоить стариков. И будущий святой откладывает свой путь ради спокойствия родителей. Их спокойствие для него важнее собственного пути.
Но ждать ему пришлось недолго. Родители ушли доживать свои последние дни в монастыри, как это было принято в средневековой Руси. Там и скончались.
И только похоронив и оплакав отца и мать, Варфоломей принимает постриг и становится Сергием.
Стоит задуматься над этим путем.
Изменились времена? Цель христианства уже не меч. Мир завоеван. Пришла пора созидания. И это поняли в дикой средневековой Руси почему-то лучше, чем в цивилизованной Европе?
Или созидание более присуще Руси, где не прожить под любым кустиком, как святой Франциск. Хочешь не хочешь, а надо крышу над головой и четыре стены, чтобы жить в контакте с Богом. И одному выжить трудно. Уж так живем.
Продолжение цикла: Церковь двух отшельников
Интересно… Каждый к Богу пришел по-своему…Спасибо, Ольга!
«Хочешь не хочешь, а надо крышу над головой и четыре стены, чтобы жить в контакте с Богом. И одному выжить трудно. Уж так живем.» — Беру на вооружение.