Обучение и сопротивление

Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ - Äåíü çíàíèé. Âî âðåìÿ ïåðâîãî óðîêà â 1 "Â" êëàññå. Âåëèêèé Íîâãîðîä. Ìèõàèë Ìîðäàñîâ.

Валерий Гусаров. Заметки философа-антрополога. 1

Каждый учебный предмет — своя модель мира. Точнее, разрозненные схематические картины, вырванные из того Образа Мира, который формируется какой-либо научной концепцией.

Эти “картинки” чужды Образу Мира ученика и при обучении с трудом втискиваются в него, оставаясь долгое время неестественным наростом на Образе Мира личности. Далее возможны три варианта:

    • отторжение чужеродного, т.е., попросту выбрасывание из головы;
    • формирование отдельного, отщепленного квази-Образа Мира (путь к расщеплению личности);
    • идеальный вариант — ассимиляция чужеродного нароста, его преобразование “по образу и подобию” Образа Мира.

Однако и в идеальном случае не происходит того, чего желает большинство учителей — «предметников”, знания предмета . Таким образом, “учебный предмет”, “предметные схемы” либо не усваиваются, либо разрушительны для личности, либо преобразуются личностью до неузнаваемости.

Сорок минут совершенно недостаточно, чтобы погрузиться в иной, непривычный образ, войти в иной мир. В идеальном случае нормальному человеку необходимо для этого 15 — 20 минут при отсутствии внутреннего сопротивления. Но, как правило, на уроке такое сопротивление присутствует всегда. И тогда речь учителя — “глас вопиющего в пустыне”.

Бессознательно личность стремится к стабильности и стремится защититься от изменений, провоцируемых со стороны, а любая информация, тем более чуждая личности, — угроза ее стабильности. Наряду с этим процессом существует противоположный — стремление к новой информации о Мире с целью повышения адаптивности личности и большей ее устойчивости. Однако, информация информации — рознь, и личность стремится к той новой информации, которая гомогенна, родственна ее Образу Мира.

Втискивание ученика в чуждые миры по нескольку раз на дню не проходит бесследно для ученика и негативно отражается на его психике.

Метод погружения менее разрушителен, поскольку дает возможность более длительного осваивания в Мире того или иного учебного предмета. Но все-таки остается опасность расщепления Образа Мира на отдельные не связанные между собой миры.

Продолжение цикла: «Учебный процесс как система»

 

Обучение и сопротивление: 1 комментарий

Добавить комментарий