Образ как эмоциональное движение текста

0b15808f3424de831ea41bdba79f9eb5-300x227

Валерий Гусаров. Клуб интернет-творцов

Вебтекст – это вариант общения в интернете. Но сухая информация бесполезна для многих. Лишь для безэмоциональных людей она полезна. Потому что для них аспирин – лишь средство от головной боли и разжижения крови.

Или что солнечный ветер вносит помехи в радиосвязь. Конечно, само по себе это мало что значит, и зачем мне эти сведения?

Я ведь живу здесь и сейчас! Со своими страхами, со своими радостями. Со своими эмоциями.

А образ эмоционально обращается к читателю. Он будит новые и новые образы! Которые тормошат читателя. Заставляют эмоционально отозваться.

Информационный текст можно поручить и компьютеру. А образ компьютер не сделает. Это может лишь человек.

Пример из начала стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Так что текст не сухая информация. А с помощью образа куда бОльшая задача общения.

На грани фантастики: животные и птицы мыслят образами. Так что и с нашими меньшими братьями-сестрами мы можем общаться. Представьте рядом с курицей кучку зерна и она начнет землю клевать.

Увидьте мышь, и ваша кошка начнет ее ловить.

Я не слишком люблю Толстого «Войну и мир» — в школе достали. Но вспомните эпизод, когда Болконский смотрит в небо. Написано так, что видишь это небо и всю вселенную.

И Болконский там и я там…

Пример образа:

На берегу пруда сижу и наслаждаюсь

Беседою с ручьем, он в этот пруд втекает.

Мы с ним живем, мы с ним поем о чем-то вечном.

А пруд все поглощает тихо и спокойно,

Невозмутимый, как ночное небо.

 

Где здесь информация? И о чем?

Реплика Ольги Грибановой: А информации-то здесь море! Иначе стихи не читались бы! Только информация совершенно другого порядка — не логическая. Ты это и имеешь в виду.

Мой ответ: Да! именно это! Не логическая, не дигитальная, не цифровая.

Если пишите, видя в воображении ярко, эмоционально, то и читатель увидит и воспримет эмоционально. Вы сами удивитесь насколько станет заразительным ваш текст.

Как добиться образности? Просто, когда пишете, пишите, видя, о чем пишите.

Образ как эмоциональное движение текста: 15 комментариев

  1. Зашел в Википедию, Хотел узнать, сколько дней в феврале. Прочитал: Февраль. Достать чернил и плакать!
    Закрыл Википедию. Заплакал — чернил нет!

  2. Хм… интересная тема : компьютер и текст! В любом случае текст пишется для читателя. А читателем может быть и кибер…Ему-то не нужен текст с воображением, стихами и мечтаниями. Вот компьютер как раз и подходит для таких целей. А живому существу, неважно, человек или насекомое — нужна поэзия, красота, мыслеформы.

  3. А что вы предлагаете-то? — разбирать стихи по косточкам?

    По этому поводу вспомнился рассказ Драгунского «Тиха украинская ночь». В нем урок литературы в школе замещала учительница географии. что вылилось в такой диалог

    Дениска читает стихи Пушкина из «Полтавы» и учительница задает вопрос — а что ты понял из одной только первой строчки?
    Дениска как может отвечает, на что

    Елизавета Николаевна выдает тираду
    — Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!

    — «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».

    — Эх, Кораблев, Кораблев, — грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. — Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.

    Но мне уже почему-то не хотелось читать. Как-то все сразу надоело

    1. Великолепный комментарий. Спасибо, Светлана! И отличный пример восприятия текста из разных контекстов. Смешон перевод художественного текста в область географической науки. Из образного в астрактно-логический. Как часто литературоведение грешит таким переводом.

  4. (продолжение из Драгунского, если позволите ))))

    «После урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:

    — А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?

    — Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать? И я выдал ему «научное» лицо.

    — «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корном…

    Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену».

    прим.
    До сих пор обожаю «Денискины рассказы» Драгунского. Хотя я уже пенсионерка по возрасту, а внуков у меня еще нет

    1. Это поразительно, насколько прекрасна была наша детская литература. Такие великие писатели, как Драгунский, Носов — это настоящие философы.

      1. Но если вернуться к заголовку статьи «Образ как..», то возникает еще одна школьная ассоциация советского времени — большинство героев изучаемых лит. произведений на уроках подвергались тщательному анализу именно как образы чего либо.
        «Трагический образ Катерины и острота ее конфликта с темным царством…»
        «Анализ образа Болконского в эпизоде сражения при Аустерлице»
        «Символический образ паруса у М. Ю. Лермонтова» и прочая и прочая и прочая…

        О, мама, мия! Как я не любила литературу в школе именно из-за этих самых образов, которые мы вынуждены были как-то или иначе трактовать своим еще совершенно юным умом. В результате я, идя по линии наименьшего сопротивления, буквально списывала рецензии или предисловия из нужных книжек, предварительно обработав текст по своему разумению.
        Ну фактически, уже тогда вполне успешно, как выясняется, занималась рерайтом! Успешно — поскольку мои вот такие вот, с позволения сказать, псевдо-сочинения постоянно ставились в пример другим…))))))

        1. Очень правильное замечание! Навязывать школьникам представление об образе, не объяснив,что это такое и как возникает, очень неправильно. А как возникает образ — это тема сложнейшая! Вот и получается, что понятие образа в школе воспринимается как звук пустой!

  5. 1. Вебтекст – это вариант общения в интернете.
    Но сухая информация бесполезна для многих.

    2. Как добиться образности?
    Просто, когда пишете, пишите, видя, о чем пишите. ( Е ! два по Русскому ! )

    Образы и Эмоции …

    Наш мозг – это сложнейший компьютер со своими связями и зависимостями !
    И пора бы ясно себе представлять мозг в роли компа !
    Образ возникает не в МОЗГЕ ( уже доказано ) , а в седьмой чакре ,
    отвечающей за образность мышления !
    ( смотри 7 структур — оболочек человека )…
    А вот эмоции — это прерогатива нашего мозга !
    Вот поэтому есть ученые , поэты , музыканты , даже вундеркинды !
    А вот , представьте , что все образы формировались бы вместе
    с эмоциями в нашем мозге !
    Была бы каша , которую никто бы не смог расшифровать !
    Иногда наш мозг , в очень конкретных случаях ,
    выбивается из своих рамок !
    Тогда человека приходится лечить …
    Но психология человека мало поддается лечению …

    1. Ой, это я ошибку пропустила в Валериной публикации. Прошу прощения!

    2. Я вот тут подумала, что бы тебе, архитектору, писать ТЗ в эмоционально-образном стиле! А? Попробуй!)))))
      Что-то боюсь, дом не построился бы с таким ТЗ!

    3. Как я есть дипломированный психолог, позволю себе не согласиться с предыдущим комментарием. За образное мышление отвечает правое полушарие, за абстрактно-логическое — левое полушарие. К сожалению, в нашей школе упор делается на развитие абстрактно-логического мышления, а образное мышление практически отрицается. И даже угнетается литературоведческими темами, «Образ Анны Карениной», Образ Пьера Безухова. и т.д. А должно бы быть равномерное развитие. Человек ведь целостен. Чувства, эмоции связаны с целостностью и с образностью. Образ всегда эмоционален.

Добавить комментарий