НЕКТО из Театра Дождей

zsnKqhElixQ

Вероника Родкевич. Театр Дождей глазами зрителя

«Первый констебль: Как тебя зовут?

Некто: Видите ли, я так давно живу на свете, что уже забыл свое имя. Поэтому называйте меня просто Некто.

Второй констебль :«Некто»? (Смеется) Скажи, сколько же ты живешь?

Некто: Несколько тысяч лет.

Первый констебль: Несколько, говорит, тысяч… (Смеется.)

Второй констебль: Потеха!

Некто (печально) : Напрасно вы смеетесь, джентльмены. Каждый человек живет на земле несколько тысяч лет. Или больше. Просто у многих отшибло память…»

Так начинается одна из самых сильных, пронзительных и запоминающихся сцен спектакля «Дом, который построил Свифт» Театра Дождей. Я видела его уже бесчисленное количество раз и все равно на этом диалоге, всегда  бросает в дрожь . Потому что, по моим субъективным ощущениям, это именно тот ключевой момент, когда Некто — неприметный, тихий, скромный, вдруг, как некий алхимик, начинает незаметно и неуловимо превращать театральный сплав сумасшедшей фантазии, драмы, гротеска, фантасмагории в подлинную мистерию! И зрители забывают про то, что всё это — игра! И нам кажется, что стены театра растворяются, и мы оказываемся в другом измерении, ином пространстве, где чувствуем присутствие вечного, иррационального и необъяснимого, что поднимается из самых глубин наших душ. И Некто, это тот, кто будит эти силы и заставляет нас «вспоминать»…

Столь потрясающий живой и убедительный образ Некто, создал актер, который обладает этим  удивительным «алхимическим» даром преобразования сиюминутного в вечное. О нём мой сегодняшний рассказ.

Его зовут Николай Сергеевич Лосев. Дата рождения — 13.01. 1977 год.

По нумерологии числом рождения Николая является цифра 2. И вот что говорится об особенностях «двойки».

«Число дня рождения 2 символизирует равновесие в настроении, поведении, действиях, мягкость и тактичность характера, поиски компромиссов, сглаживание острых углов, острых проблем. Внутренние противоречия, излишняя рассудочность, вечные советы друзьям и окружающим часто мешают им разобраться в собственных делах. Число 2 — это антитеза, равновесие, контраст. Оно как бы находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой, жизнью и смертью. Эти люди должны принимать все обстоятельства такими, какие они есть, к ним приспосабливаться и с ними примириться. Они должны избегать крайностей, любой неуверенности и чрезмерного великодушия, думать и заботиться не только о других, но также и о себе…»

А вот что пишет о своем друге Николае Лосеве его коллега :»Человек поразительной внутренней организации и самодисциплины, тонко чувствующий и тактичный, Николай сумел снискать уважение и любовь всей труппы. Он из тех, кто никогда не тянет одеяло на себя, ему не свойственно самолюбование, он работает в команде, и этим очень ценен для партнеров по сцене и режиссера, чьи задачи он стремится выполнять максимально точно.»

Как мне показалось, нумерология и в этот раз оказалась довольно близка к истине.

sjokNQuniXc

Найти  информацию о Николае Лосеве  оказалось довольно сложно. Он не давал интервью, не засветился на киноэкране, не был замечен в каких-то популярных проектах. Он — человек негромкий. Из числа тех, кого называют «скромные герои».

Николай Сергеевич —  настоящий интеллигент. Блестяще образован.  Закончил СПбГу, факультет «История русской литературы», затем аспирантуру. Он — кандидат филологических наук. Работает литературным редактором в издательстве СПбГУ.

qFu8xEHM6-4

Он — интеллектуал с тонким художественным вкусом,  ценитель и знаток искусства.  Прекрасно разбирается в живописи, искренне увлечен кинематографом, любит фильмы Андрея Тарковского, также его можно назвать меломаном. Познания в области музыки у Николая огромны. И это ему помогает в его театральной жизни. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что самой большой  любовью Николая стал Театр. Театр Дождей.

«Все началось в 1995-м, с «Трёх сестер», с первого в том году снегопада, когда он шел «с белыми крыльями за спиной по белому-белому снегу», а потом записал в своем дневнике: «Сегодня я был счастлив — теперь у меня есть Театр Дождей…» — так написала о своем друге Татьяна Воронова.

Николай стал постоянным зрителем театра, пересмотрел весь репертуар. А Театр Дождей обладает такой магической силой, что придя туда, хочется там остаться, хочется быть там всегда. Об этом в статье «Дом, где согреваются сердца» писала журналистка Виктория Аминова : » Этот маленький театр давно и прочно занял свое место в сердцах петербургских театралов. Любящие зрители — в основном учителя, врачи, инженеры, а также студенты и старшие школьники — приходят в » Театр Дождей » из вечера в вечер, смотрят все спектакли, общаются с актерами, а часто остаются там надолго — становятся помощниками реквизиторов, костюмеров или просто добрыми друзьями. Действительно, когда попадаешь в этот уютный зал (всего на пятьдесят мест), как будто бы оказываешься в другом мире: там репетируют пьесы Чехова, пьют вкусный чай, особенно светло улыбаются и разговаривают. Разговаривают и беззлобно спорят о творчестве за чашкой чая, как в этих самых чеховских пьесах.»

А ещё иногда зрители становятся актерами. Так случилось и с Колей Лосевым. В 1997 году Театр открыл свою студию, и  спустя какое-то время, вслед за своим другом Артемом, туда пришел Николай.

Для Натальи Васильевны Никитиной, художественного руководителя и главного режиссера Театра, её актеры — это её дети. И вот что она рассказала об одном из своих «сыновей»:  «На первом же капустнике Коля показал себя как очень одаренный и смелый актер, что оказалось для меня совершенной неожиданностью!  Его первой работой стал секретарь комиссариата полиции в «Эвридике», а вскоре он сыграл сложнейшую возрастную роль Мадзини Дэна в «Доме, где разбиваются сердца». В то время Коля не выговаривал букву «р», причем в самом сложном варианте, у него была горловая «р», а это практически не выправляется. Я сказала, что если он не поставит «р», то сможет играть только те роли, где это грассирование будет оправдано, и это сильно ограничит диапазон его ролей. После этого Коля поставил «р», что во взрослом возрасте считается практически невозможным!»

DXvzviELNno

Сегодня он один из самых востребованных актеров театра. Из 18 спектаклей Николай занят в десяти.  Он создал целую галерею интересных, нетривиальных и запоминающихся образов, различных и порой противоположных по характерам. Если сравнить мудрого, великодушного , справедливого  доктора Эммета из «Странной миссис Сэвидж» и зловещего, жутковатого до дрожи Доктора из «Тряпичной куклы», или благообразного православного священника из «Поминальной молитвы»  и безумного епископа из «Дома, который построил Свифт», то становится очевидным, что Николаю подвластны и драма, и гротеск.

p6lp7u-Eu-Y    snRWXASSaTM

Он мистичен и запределен в роли Некто.  Он убедителен и органичен в роли лицемерного и хитрого ростовщика Крисиппа из «Забыть Герострата!» и циничного, но слабовольного Барона из спектакля «На дне», а также капризного и эгоцентричного профессора Серебрякова.  Когда я вижу Николая в этих ролях , мне всегда вспоминается поговорка про «тихий омут» и «чертей» , которые в нем «водятся». Чувствуется, что полностью творческий потенциал Николая еще не раскрыт.

WifxaXH7ecY yuMdjJbz2g4

В Театре Дождей всегда чувствуешь душу. Она присутствует в самой атмосфере Театра, в каждом спектакле. Душа живая , трепетная, светлая. И неотъемлемая часть этой души — музыка! Она усиливает эмоциональное воздействие, может заставить плакать и смеяться, может целить и ранить, встревожить и утешить. Сердце замирает от звуков танго Шнитке на «Странной миссис Сэвидж», тает от хрустальных колокольчиков Мендельсона на «Дяде Ване», сжимается от скорбного хорала Моцартовского реквиема в спектакле «На дне. А помогают создать эту удивительную гармонию, потрясающе точное слияние чувств и музыки  Николай Лосев и Артем Кожевников.

Начиная с «Тряпичной куклы» они взяли на себя музыкальное оформление к спектаклям.  Находят и предлагают большинство музыкальных произведений, потому что, как я уже говорила, они знают и любят музыку. А в Театре Дождей всё делается только с любовью!

6yh-PZQJ9l8

Не так давно, на своей страничке в соц. сети Николай написал — «Мечты сбываются 🙂

17 лет назад, когда мы только пришли в театр, Наталья Васильевна посмотрела на меня оценивающим взглядом и сказала: Почитай «Эшелон» Рощина.

 

7zW-DVmfaSs

Через 13 лет она поставила эту пьесу. А вот сегодня — ещё через 4 года — в вагоне оказался и я.

Федор Карлыч, врач.

До сих пор не очень верится… »

В этом театральном сезоне Николай, как актер, получил лучший подарок — новую роль. Но не только. На следующий день после своего юбилейного дня рождения у Николая Лосева сбылась ещё одна мечта.

87WP7cpCuC0

Когда-то он «юношей бледным со взором горящим» впервые пришел в Театр Дождей на спектакль «Три сестры»  как зритель.  А 14 января , спустя двадцать два года , он, актер Театра, играл роль подпоручика Родэ в возвращенном всего на два вечера, том самом, первом, незабываемом, как первая любовь спектакле, с которого всё и началось. В «Трех сестрах» А.П. Чехова.

Много воды утекло с тех пор, многое в жизни изменилось, но одно осталось неизменным — он так же, как и много лет назад может написать в своем дневнике — «У меня есть Театр Дождей. Я счастлив…»

Продолжение цикла: Полеты во сне и наяву. Александр Маков

НЕКТО из Театра Дождей: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.