Митрополит Митяй

Facial_Chronicle_-_b.09,_p.224

Страна Московия

Этот незаурядный человек родился в 14 веке в Коломне. Лежало в то время за Окой небольшое село Тешилово. Кому принадлежало оно в те годы — неизвестно, но спустя сто лет купил его внук Дмитрия Донского. Там и служил священником Иван, отец Митяя. Удивительно, что так и остался он в русской истории с этим уменьшительным именем. Полного имени в летописях не зафиксировано, Митяй и Митяй.

Каким образом состоялось знакомство князя Дмитрия с сыном сельского священника, неизвестно. Есть предположение, что произошло это на свадьбе Дмитрия, которая праздновалась в Коломне. В это время Митяй, пошедший по стопам отца, получил в Коломне приход.

Дальнейшая карьера Митяя была столь головокружительна, что возбудила жгучую зависть у всего духовенства. В летописях остались несколько церковных повестей, где этот человек изображен коварным авантюристом, втершимся в доверие властям. Но даже в этих повестях звучит уважение. Митяй описан как человек высокий, плечистый, красивый, с длинной гладкой бородой. У него был замечательный голос, украшавший церковную службу. Был он человеком начитанным, с грамотной, хорошо поставленной речью.

Забрав Митяя к своему двору, князь Дмитрий делает его своим духовником, а потом и хранителем печати. Это было знаком совершенно неограниченного доверия.

Что означало это звание в 14 веке? По древнему русскому обычаю князья подпись свою под документами не ставили. Видно соблюдались традиции, шедшие из дописьменных веков. Подписывать документы русские владыки стали гораздо позже. И тогда в документах появилась формулировка: такой-то и такой-то государь руку приложил. То есть удостоверение личной подписи.

А в 14 веке по древней традиции подпись государя заменяла личная печать, единственная, уникальная. Страшно подумать, каких бед мог наделать ненадежный человек в должности хранителя печати.

И эта должность тут же сделала Митяя самым влиятельным человеком в окружении князя. Да и духовником всего боярства.

Но Дмитрию этого мало! Он «раскручивает» своего фаворита с размахом поистине княжеским. В его планах отдать Митяю всю великорусскую церковь. Нужен ему свой, доверенный и надежный человек на духовном престоле. Но путь к этому лежит через постриг. Митяй должен принять монашество.

Вот это никак в планы Митяя не входило. Сопротивлялся он до последнего, пока разгневанный Дмитрий не приказал вести его под стражей в Спасский монастырь на Крутицах. Так в 1376 году стал Митяй иноком Михаилом — и тут же архимандритом Спасского монастыря.

Возмущению церковных кругов не было предела. По-видимому, это было первым вмешательством светской власти в дела церкви. В летописях находим такую ироничную запись:

Screenshot_3

Следующим шагом должно было последовать объявление архимандрита Михаила, бывшего Митяя, преемником действующего митрополита Алексея, любимого и почитаемого всей Русью. Митрополит Алексей сурово отказался от требований князя Дмитрия. Первые христианские апостолы заповедали не выбирать на высокие духовные должности новообращенных. А Михаил в монашестве новичок — «новик». Это немыслимо.

И тогда начинается долгая и тягостная «обработка». Князь Дмитрий забрасывает Алексея посланиями, приходит сам с нескончаемыми беседами и уговорами, посылает бояр, духовных детей Митяя. И Алексей сдался.

В 1376 году в Византия бушевала. Император Иоанн V Палеолог был свергнут с престола своим сыном. Окружение свергнутого императора попало в темницы, в их числе оказался патриарх Филофей, поддерживавший на Руси кандидатуру архимандрита Киприана в качестве преемника Алексея. Киприан потерял своего защитника, и князь Дмитрий не упустил возможности этим воспользоваться. Алексей был вынужден отправить письмо новому патриарху Макарию и попросить грамоту архимандриту Михаилу. Возможно, это вынужденное письмо ускорило кончину народного любимца митрополита Алексея. В 1378 году он скончался.

Уже после его смерти было получено письмо от патриарха Макария с разрешением передачи русской церкви Михаилу.

Михаилу-Митяю предстояло теперь ехать в Византию за грамотой.

Facial_Chronicle_-_b.09,_p.264_-_Death_of_mitropolitan_Mitiay

И тут разворачивается настоящий криминальный сюжет. Злейший враг Михаила, святитель Дионисий, собирается опередить его, и выехать в Византию к патриарху сам для того, чтобы раскрыть всю преступность вмешательства светской власти в дела церкви. Но князь Дмитрий отдает приказ задержать непокорного святителя и взять под стражу. Тогда Дионисий пускается на отчаянный шаг. Он клянется, что откажется от преследований Михаила, и в поручители берет преподобного Сергия Радонежского.

Но как только получает свободу, он тут же нарушает свою клятву и пускается вдогонку Михаилу, предоставляя Сергию выпутываться из этой ситуации самому.

И дальше можно только догадываться о случившемся. Свидетелей нет. Что и как произошло, непонятно. Летописи смутно пишут, что одни говорят, будто задушили Митяя, другие, что утопили в море. А фактически ясно одно: во время этой поездки Михаил-Митяй внезапно скончался.

Продолжение цикла: Царевич Дмитрий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.