Мыслено древо

170183_640

По следам «Слова о полку Игореве»

Загадки «Слова о полку Игореве» до сих пор остаются загадками, и до сих пор копья ломаются в научных кругах в попытках добиться истины.

Неожиданно популярным стал спор в научных кругах по поводу строки «растекашется мыслию по древу».

Screenshot_33

Причем популярность эта как-то вдруг выросла на пустом месте в 80-90-х годах XX века на волне всяческих историко-культурных открытий, сводимых обычно к оппозиции к общепринятому мнению. Люди совершенно далекие от истории Древней Руси и древнерусской литературы с жаром объясняли друг другу и сами себе, что на самом-то деле, там не «мысль по древу», а мысь. То есть, белка.

Эта точка зрения достаточно стара. Видимо, родилась она в связи с публикацией словаря В.В.Даля, где приведено диалектное слово «мысь» в значении белка.

А-а-а-а! Вот оно что! Действительно, в переписанном за много веков тексте могли оказаться ошибки. Да и подлинник документа сгорел в пожаре 1812 года. И вынуждены мы опираться только на добросовестную копию В.Мусина-Пушкина. Вполне могла вкрасться такая ошибка.

Но вкралась ли?

В очередной раз эта тема всерьез была поднята только в 1957 году в маленькой заметке В.Егорова и в более интересной и пространной публикации советского историка В.В.Мавродина.

 Мавродин В. В. Одно замечание по поводу «мыси» и «мысли» в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, М.; Л., 1958, т. 14, с. 61—63.

Если почитаете эту статью, то обратите внимание на то, что автор как будто и не утверждает свое мнение, а делится размышлениями и сомнениями. Высказав свое мнение, он тут же ощущает контраргументы и пытается на них ответить.

Что же это за контраргументы?

Да, есть такое диалектное слово «мысь»- белка. Но распространено это слово довольно локально — в псковских говорах. И В.В.Мавродин только предполагает, что, возможно, в древности это слово было более широко распространено. А может быть, и нет. Доказательств не найдено.

И дальше сам автор начинает рассуждать о том, какое промысловое значение имела белка на Руси, и в связи с этим, сколько разных слов, именующих этого зверька, существовало в разных областях. В целом наборе этих слов и векша, и веверица, и бель.

Остался последний шаг. Надо бы пройтись по тексту «Слова» и посмотреть, где еще имеется белка и каким словом она обозначается. Но этот шаг не сделан.

И все эти замечания были высказаны в свое время Д.С.Лихачевым в ответе на эту статью В.В.Мавродина.

А те любители «научных открытий», которые любят порассуждать по этому поводу, редко заглядывают в текст «Слова» дальше зачина.

Screenshot_1

А если заглянуть подальше?

Во-первых, мы сразу найдем такую строфу. Здесь «мыслено древо» звучит четко и определенно, никакой мыси-белке места здесь уже нет.

Screenshot_2

А во-вторых, белка в «Слове о полку Игореве» на самом деле имеется совсем в другом месте.

Вот она, та самая «бель»-белка, о которой говорит и сам В.В.Мавродин.

Может быть,  мало этого для доказательства? Может быть,  вздумалось автору «Слова» в одном месте назвать белку «мысью», а в другом «белью»?

Но главный-то смысл этого спора в другом. Уж очень не хотелось историкам сталинского советского периода признавать серьезный философско-эзотерический смысл этого произведения. Автор «Слова» более устраивал как суровый реалист и материалист, аплодирующий князю Игорю за его воинский пафос и презрение к суевериям. А тут на тебе — «растекаться мыслию по древу»! Только-только успели победить символизм и прочее упадочничество, только-только социалистический реализм утвердился — и тут какой-то безвестный древний автор, которого даже из Союза писателей не выкинешь!

И мысь-белка так удобно вписывается в совершенно реалистичную картину. Волк на земле, белка на дереве, орел в небе. Кажется, паззл сложился! Только рыбы, «растекающейся» в воде, здесь не хватает для исчерпывающей полноты. Правда, непонятно, почему автор «Слова» эту реалистичную картину познания окружающего мира начинает с белки на дереве — мелковато!

igdr_der

Сейчас в мировой этнографии накопилось достаточно много материала о символическом значении дерева в дохристианских культурах.

Представьте себе дерево. Над землей ствол, он разветвляется, он покрывается листьями и цветами и тянется к солнцу. А что там под землей? А такие же ветви-корни. И растут они в противоположном направлении. Вот такое удивительное создание, растущее и к небу и под землю. Связующее звено между двумя мирами. И во всех культурах по всей земле дерево имеет этот сакральный смысл движения, перерождения, перехода из одного состояния в другое.

Вот и появляется в «Слове» этот образ движения мысли легендарного певца-сказителя Бояна! Из самых глубин, истоков, от корней, мысль течет по древу на поверхность земли, где мчится с колдовским зверем волком и взмывает ввысь, к вершинам духовности, с орлом.

Продолжение цикла: Карна и Жля

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.