Мистический мир Плотина

plotin-1

Гипотезы о мироздании

Этот загадочный философ-мистик, на учениях которого расцвела вся европейская средневековая философия, родился в 204 году нашей эры в египетской провинции Римской империи.

Юность его прошла в Александрии, величайшем культурном центре античности.

Около десяти лет был он учеником философа Аммония Саккаса. О трудах этого ученого остались лишь свидетельства его учеников. В частности говорили о том, что Аммонию удалось свести в стройную систему материализм Аристотеля и идеализм Платона. То есть создать свою картину мира, в которую вписывались бы и эти два противоположных направления.

Интересно, что учеником Аммоса был и философ Ориген — основоположник христианской философии.

А талантливый ученик Аммоса Плотин вдруг в 242 году оставляет своего учителя и уходит в персидский поход вместе с императором Гордианом. Зачем? Не за воинской славой, а за новыми знаниями. Его интересует восточная философия, мистические учения Древней Индии.

Вернулся в Рим Плотин уже признанным философом и пророком. Его философская система была настолько уважаема и популярна, что император Галлиен, его ревностный почитатель, даже попытался основать новое государство Платонополь и в этом государстве воплотить все философские принципы Плотина.

Только под конец жизни Плотин начал записывать свои труды. Ранее все это передавалось ученикам лишь изустно. Эти оставшиеся его записи были собраны, отредактированы и систематизированы его учеником Порфирием. Так было создано собрание трудов Плотина — «Эннеады». Слово это в переводе означает — «девятки». Порфирий разделил все записи трактатов Плотина на шесть тематических отделов, а в каждом отделе оказалось по 9 частей.

Основа учения Плотина — это попытка постижения божественной сущности, начала всех начал, как некоего всеобъемлющего совершенства.

screenshot_1

Мир по Плотину состоит из трех субстанций: Единого, Ума и Души. А где же тут материя? А это всего лишь низшее воплощение идей, рождаемых тремя великими субстанциями. Материя — это отработанный материал, практически шлак. Она появляется на время и разрушается, возвращаясь в мир трех высших субстанций. Нечто подобное морской пене.

Интересны суждения Плотина о Душе. Это та основа человеческой сущности, которая в процессе постоянного образования материи отпала от Единого. И потому находится в вечном стремлении к своему истоку, к вечному Благу. А достичь этой цели человеку нелегко.

И Плотином разработано целое учение о спасении души, о возвращении ее к Единому. Это учение получило в философии название Сотериологии и легло в основу христианства.

Путей спасения у Души два. Путь эстетический, путь постижения красоты и гармонии, которая является образом Единого

И путь этический — путь отрешения от материального путем молитв и аскезы.

А шаги по этому пути следующие:

1. Отделить себя от своей материальной оболочки. Разобраться, где то, что диктует нам материальное наше тело, то есть низшее, тленное, и где то, что является настоящей человеческой вечной сущностью. И осознав это, спокойно, без волнений и страстей, рассматривать и изучать свои страсти, вожделения и эмоции, не участвуя в них.

2. Обратиться душой к тому, что подлинно прекрасно. Научить себя любить Красоту и Благо.

3. Выработать в себе навык абстрактного мышления, как способа постижения Единого.

4. Научиться с помощью абстрактного мышления исследовать разумом чистые, нематериальные идеи.

5. А этот шаг впоследствии получил название «экстаз опрощения». Дух, освобожденный, очищенный от шелухи материального, ставший «простым», сливается с Единым и исчезает в нем.

То есть, по-видимому, то состояние, которое в практике индийских йогов носит название «сомати»

Учение Плотина, глубокое, сложное, всеобъемлющее, было подхвачено и развито такими классиками средневековой философии как Августин и Макробий. А позже легло в основу философским исканиям Гегеля и Шеллинга.

Продолжение цикла: Бытие и мышление Парменида Элейского

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.