Лихорадки в древнерусской медицине

141743-i_039

Аптечка русского знахаря.

Что такое лихорадка? Старинное слово, обозначающее болезненное состояние, сопровождающееся повышением температуры. Так ли? Это мы сейчас под этим словом понимаем повышение температуры.

А само слово на температуру никак не указывает. Лихо — беда, горе, зло. Радить, или радеть, — хотеть, желать, при чем желать деятельно, воплощать желаемое. То есть некое состояние, приносящее беду, сулящее зло человеку. А под это подпадает любое заболевание.

Итак, лихорадка для древнерусского лекаря, это любая болезнь.

Но так как в старые времена человеку некогда было особенно разбираться в своих ощущениях, то и воспринимал он себя больным, лишь когда поднималась высокая температура и пора было звать на помощь знахаря. Так связалось понятие лихорадки с представлением о высокой температуре.

Какие же лихорадки знали древнерусские лекари? По канонам древнерусской медицины было двенадцать сестер-лихорадок.

Итак, первая — Трясовица. Резкий подъем температуры с сильным ознобом, когда человек не может унять дрожь. Это, пожалуй, хорошо знакомое нам ОРЗ.

Вторую называли Дневная или Перемежающая. И этот последний термин даже вошел в современную медицинскую практику. А дневная вовсе не потому, что бывает днем. А потому что длится ДНЯМИ, а то и неделями, и месяцами. И характерно для этой лихорадки нарастание новых и новых симптомов, как снежный ком. Болезнь как бы раскручивается и забирает в свою спираль все новые и новые человеческие органы и системы. Это уже, пожалуй, что-то вирусное с осложнениями.

Третья лихорадка — Безумная. А это явно какое-то острое психическое заболевание, когда человек никого не узнает, не отдает себе отчет, что и кому говорит. Может сопровождаться резкими головными болями и шумом в ушах, галлюцинациями, ухудшение зрения и слуха.

Четвертая лихорадка — Переходная. Вот тут уж надо врачам разбираться, что за симптом такой. Очаг боли перемещается по всему организму: ломит то суставы, то спину, то поясницу, то голову. Человек ощущает боли то в сердце, то в легких, так что трудно говорить, дыхание занимается. И особый признак этой лихорадки — депрессивное состояние, тоска, тревога, печаль.

Пятая лихорадка — Скорбная. Очень странная болезнь. Человек становится как бы мишенью всяческих бед. С ним постоянно происходят катастрофы, несчастные случаи, невесть откуда взявшиеся. То есть, практически это порча.

Имя шестой лихорадки — Расслабья. Сюда вошли признаки и инсульта в разной степени вплоть до комы, всякие параличные состояния, нынешняя болезнь Паркинсона с дрожанием конечностей. В общем все, что обездвиживает человека, лишает его силы, чувств и разума.

Седьмая лихорадка — Пухлая. Здесь старинные заговоры рисуют точную картину тяжелого заболевания почек, водянки. Раздувшийся живот, отекшие конечности и лицо.

Последние четыре сестры-лихорадки очень странны для нас, привыкших искать болезни только в своем теле.

Имя восьмой лихорадки Тайная. И суть ее в том, что она действительно тайная. Никаких вразумительных симптомов, никаких понятных причин. «Хитрая, мудреная, неисповедимая, недознаемая, несказанная, неизвестная», — вот так говорится о ней в заговоре. Кажется, это касается всех неустановленных болезней, каким нет названия во врачебной науке. Нечто неисследованное. А как же проявляется? Может быть, интуитивно? Некое подсознательное ощущение, утраченное в наше время, когда сбили мы всю свою чувствительность всякими сильнодействующими препаратами?

Как видите, русские знахари не стеснялись признать, что есть болезни, им неведомые, тайные. Не все доступно их врачебному искусству.

Откуда взялся термин «белая горячка»? Это сейчас мы прочно связали его с тяжелым поражением нервной системы на почве алкоголизма. А это всего лишь имя девятой сестры-лихорадки — Белая.

Это буйное помешательство, безумие, беснование.

Интересно, почему белая? Может быть, потому что личность человеческая стирается при этом до чистого листа?

Десятая лихорадка носит имя Противная. Опять-таки не в нашем понимании слова. Противная — потому что ПРОТИВ всего и всех. Болезнь, делающая человека ненавистником всего мира, всего живого. Это уже не болезнь тела или души. Это уже болезнь духа.

Одиннадцатая лихорадка — тоже болезнь духа. Имя ее Причудница. Если Противная — заставляет человека ненавидеть мир, то Причудница вселяет в него желание глумиться над всем и всеми. Желание переступать запреты, поддаваться на отвратительные соблазны. Настоящая дьявольщина. Интересно! Христианство принесло нам восприятие Дьявола как некоей бессмертной мощной силы, вечно соперничающей с Создателем. А для древнерусского человека — все это было лишь болезнью. Тяжелой, мучительной, но болезнью человеческой личности. И никаких темных сил! Просто болезнь! А если болезнь, то ведь и бороться можно, и победить!

И наконец, двенадцатая сестра-лихорадка — Смертная. Вот от нее спасения нет. Она несет смерть в самой своей сути. Вселилась смерть в человека — нет спасения.

Вот так выглядела в тайных древних заговорах диагностика заболеваний русского человека.

Продолжение цикла: «Лечим упрямство»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.