Легенда о Тангейзере

Книжная полка

На юге Франции в Провансе их называли трубадурами, позже по всей Франции труверами. В Германии XIII их назвали миннерзингерами – певцами любви.

В XI веке, вернувшись из первых крестовых походов, средневековые рыцари привезли в Европу культуру совершенно иного, восточного мира, где музыка и поэзия не предается анафеме, где чувственность не объявляется дьявольским наваждением.

Европа сперва робко, потом все громче и громче запела стихами о любви.

Множество славных имен дала миру средневековая светская поэзия, которая не существовала без музыки. Но среди этих имен есть одно, почему-то обросшее легендами, подобно имени доктора Фауста.

Тангейзер. Имя этого поэта, возможно, было бы и забыто в наше время, если бы не опера Рихарда Вангера. А в основу либретто что только не положено – средневековые сюжеты, народные легенды о совершенно разных рыцарях и поэтах античности переплелись в нем весьма затейливо. Может быть, это просто легенда и не было такого поэта-рыцаря, которого сама Венера поселила в своем царстве-гроте?

Барон Тангейзер – личность реальная. Но детали его биографии известны только из его собственных поэтических произведений.

Скрупулезное изучение подлинных или приписываемых Тангейзеру текстов установило следующее.

Жил он где-то в промежутке между 1210 и 1270 годами. Был бароном из рода австрийско-баварских баронов Тангузенов. В юности служил императору Священной Римской империи,  Фридриху II. Этот император — личность сама по себе интересная и неоднозначная, один из тех, чьими руками был подготовлен европейский Ренессанс. Современники называли его «Чудо мира», в то время как Ватикан предавал его анафеме и называл антихристом и зверем Апокалипсиса.

Барон Тангейзер участвовал в крестовом походе Фридриха II в 1228 году и служил ему верой и правдой, за что, кажется, возненавидел его папа Урбан IV.

Но более близким покровителем барона был другой Фридрих II, Воитель, герцог Австрии из первого австрийского княжеского рода Бабенбергов. За службу и за прекрасные песни  Тангейзер был награжден герцогом собственным имением и деревней. Служба у Фридриха Воителя была лучшим временем жизни Тангейзера.

Но в 1246 году Фридрих Воитель скончался, и жизнь поэта изменилась. Привыкший к вольной и роскошной жизни, он так и не научился быть хозяином. Потратив все деньги на вино и женщин, и даже на баню дважды в неделю, — видимо, верх расточительства для средневековых нравов! – он продал свое имение и стал странствующим рыцарем.

Служил и императору Фридриху II, и баварскому императору Оттону II Светлейшему, но везде оказывался чужим и не ко двору. Почти пятнадцать лет скитаний, сражения за чужие знамена, зависть и недоброжелательство – все это никак не способствовало долгой жизни и успешному творчеству, да и не приходило в то время никому записывать песни, исполняемые миннезингерами. Как закончился печальный век Тангейзера, неизвестно.

Зато слава осталась на века. Любовные песни и вольнолюбивый нрав странствующего рыцаря  создали в народе красивую легенду.

Сначала маленькая географическая справка. В Тюрингии, неподалеку от замка Варбурга, в Тюрингенском лесу есть гора Хёрзельберг. Испокон веку немецкие крестьяне слышали здесь странные звуки. Большая гора эта – из мягкого ракушечника, вся покрыта трещинами и пещерами. Подземные воды, размывая породу, издают то говор нежным женским голосом, то стоны, то смех.  Во времена язычества этой горе поклонялись как месту жительства богини Хольбы, жены верховного божества Одина. Пришло христианство, и предало анафеме все языческое, пещера была объявлена местом жительства сатаны. Но сатана – он мужского рода, а народное предание сохранило женскую сущность этой горы. Пришедшая эпоха Ренессанса с удовольствием переосмыслило эту сущность, приписав ее Венере.

А одна из самых больших пещер этой горы была признана входом в жилище богини любви, гротом Венеры.

Вот так странно сплелась эта легенда с судьбой странствующего поэта-рыцаря Тангейзера, певшего о любви, а значит, посвятившего себя Венере, но вернувшегося в лоно христианства.

Как звучит эта легенда?

Миннезингер Тангейзер шел на состязание певцов в город Вартбург. Путь его шел по лесам Тюрингии мимо Хёрзельберг. Тут и встретилась ему богиня Венера, которой давно полюбились песни Тангейзера. Она увлекла его в свой грот, и там поэт, забыв весь земной мир, прожил 7 лет в песнях и утехах. Но очнувшись от наваждения, он, в ужасе, что погубил душу, покинул Венеру и кинулся замаливать свои грехи в Рим, к папе Урбану.

В гневе на грешника, осмелившегося просить о милости после семи греховных лет, Урбан прогнал Тангейзера, заявив, что скорее его папский посох пустит побеги, чем Бог простит такого нечестивца.

В великом горе вернулся Тангейзер к богине любви и ее грот. А посох Убрана – вдруг покрылся листьями. Бог простил миннезингера. Кинулся папа Урбан искать прощенного грешника, но Тангейзер был уже недосягаем. Вход в пещеру Венеры теперь хранил языческий германский добрый дух Эккарт.

Вот так народное предание оправдало любовь в глазах христианства.

 

 

Стихотворение Тангейзера в переводе Н. Гребенко читает Петр Дубинский

Легенда о Тангейзере: 1 комментарий

Добавить комментарий для людмила евгеньевна земляковаОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.