Духовный учитель Мани

Окольные пути христианства

14 апреля 216 года в знатнейшей княжеской семье Парфянской империи, ведущей свой род от легендарного Артаксеркса, родился сын Сураик.

Отец его Фатак, или на греческий лад Патик, был очень просвещенным человеком и конечно, был в гуще политических и идеологических переворотов всего мира. А мир в эти века новой эры буквально кипел в поисках духовной почвы. Великая эпоха язычества исчерпала себя и ушла в тупик, заблудившись во многобожии. Иудаизм как единобожие ушел в ритуал, потеряв ощущение живой связи с Создателем. Особенно остро вопрос поиска веры стоял в Вавилоне, всегда бывшем на распутье множества древних культур.

Явилась миру новая религия, христианство, — непонятная, поставившая с ног на голову все представления о морали и нравственности, поднявшая планку личной духовности на недосягаемую высоту. И человечество потянулось к этой планке, как к запретному плоду.

В этих же поисках истинной духовности был и князь Патик, семья его принадлежала, по арабским источникам к сабиям, особому религиозному направлению, сходному с христианством.

А сын его, Сураик, усвоивший от родителей высокую духовность, рос необыкновенным мальчиком. За его светлый ум люди назвали его Мани, что значит, дух или ум.  В возрасте 12 лет он получил первое откровение. Некая духовная сущность, назвавшая себя «царем светлого рая», повелела  мальчику выйти из общины своей семьи, потому что перед ним другая задача. И задача эта была названа: «Выправлять обычаи и обуздывать наслаждения». По существу, перед Мани была поставлена задача создания новой человеческой личности, свободной от рабства материи. Но так как Мани был еще слишком юн, к этой деятельности ему предстояло подготовиться.

Юноша покинул семью и много лет в уединении изучал духовную литературу. Наконец, в 240-241 году новый духовный вестник повелел ему выйти к людям с новым учением. Мани вернулся в семью и обратил ее в новую веру. А потом ушел в мир.

И ушел он подальше от вечно шумного и цивилизованного Вавилона в глушь, в восточные окраины Ирана, к границе с Индией. Здесь Мани познакомился с буддистами и год изучал эту мировую религию. Буддийские методы организации жизни и способы передачи учения нашли свое отражение в созданной им религии.

После этого духовный учитель вернулся в родные края  и понес свое учение из области в область. Встречались ему и враги его учения среди сильных мира сего. Но неизменно пораженные творимыми новым пророком чудесами, они обращались в новую веру.

В столице Ктесифоне Мани удалось встретиться с царем Шапуром с помощью брата царя, уже обращенного в новую веру. На эту встречу Мани пришел со своими учениками и преподнес царю свою книгу с собственноручно сделанными рисунками. Эти рисунки стали началом традиционной персидской живописи и фресковой росписи.

Проповедь Мани так поразила царя, что пророк тут был принят в его свиту и отныне сопровождал Шапура во всех походах.

Но царь в это время стоял на распутье. Слишком сильны еще были сторонники древней зороастрийской религии, и среди приближенных царя нашлось немало противников нового учения. Древний зороастризм опирался на высшую касту жрецов, магов, и эту власть они не хотели выпускать из рук. Тем более, что новая вера, которую нес Мани, объявляя себя апостолом Иисуса Христа, требовала в первую очередь отказаться от всех материальных благ, загрязняющих духовную сущность человека.

В 273 году царь Шапур умер. Вскоре умер и его наследник, старший сын, благожелательно относившийся к Мани. И с этого начались годы опалы пророка. Новый наследник царя Бахрам остался верным старой религии и увидел в новой вере опасность разрушения власти и государства.

По доносу магов Мани предстал перед судом царя как лжепророк, шарлатан и несведущий лекарь. Был заключен в темницу в оковах на руках и ногах так, что был лишен возможности шевелиться. Но по обычаям к нему пускали его учеников, и Мани смог передать им последние наставления. 26 дней провел Мани в таком скованном положении и 14 февраля 276 года он скончался в возрасте 60 лет.

Существуют другие, более поздние версии, по которым смерть Мани была гораздо более зверской: и расчленение, и сдирание кожи, но это уже фантазии победившего язычество христианство.

А ученики его создали новую религию, манихейство, отступив от человеколюбивых принципов христианства, неся миру ненависть ко всему земному и материальному в человеке.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.