Антуан Ватто

watteau002

Мастера изобразительного искусства

Время от времени являются миру люди, которым суждено стать приметой эпохи, символом определенного культурного направления. Таким знаковым художником в XVIII стал Антуан Ватто.

Родился он 10 октября 1684 года в Валансьене.

Отец его был потомственным работягой — кровельщиком, скупым, черствым и грубым. С большим трудом ему удалось выбиться в подрядчики и своим, таким трудом давшимся достатком он очень дорожил. Своего второго из четверых сына Антуана он еще ребенком отдал на обучение малоизвестному живописцу. Мальчик оказался на редкость способным и учился с огромным удовольствием. Через несколько лет отец, решив, что сын уже достаточно выучен, пора уж и самому зарабатывать, перестал платить за его обучение. Но к тому времени Антуан действительно уже не нуждался в уроках своего учителя, потому что превзошел его мастерством.

Понимая, что впереди у него еще далекий путь познания, Антуан тайком уходит пешком в Париж к художнику-декоратору Метейе, с которым познакомился в Валансьене. Некоторое время от помогает в работе над декорациями, но затем Метейе теряет работу и уезжает из Парижа. Вынужден искать работу и Антуан. В поисках заработка он устраивается в мастерскую по изготовлению копий с картин. И здесь зарабатывает на жизнь, а в редкие свободные минуты рисует с натуры.

Эта работа сыграла в его жизни очень важную роль. Им заинтересовались известные парижские коллекционеры — отец и сын Мариэтты. В их галерее Антуан Ватто оттачивал свое мастерство, копируя работы великих мастеров Возрождения и Барокко. Мариэтты познакомили Ватто с известным мастером, художником и декоратором Клодом Жилло.

Этот мастер был связан с театром всем своим творчеством. Кроме блестящих театральных декораций он создавал небольшие картины на сюжеты из традиционных итальянских комедий — практически рекламы театральных постановок. Необыкновенно изящные, они быстро вошли в моду.

К началу ХVIII резко изменились культурные потребности. Упоение силой, мощью, плотью, пришедшее с Ренессансом и расцветшее в культуре барокко, за прошедший XVII век набило оскомину. Событие уступило место процессу, аппетит к материальному — потребности в душевном отклике. А условность классического антуража была с иронической улыбкой вытеснена акцентированной театральностью и декоративностью.

imgB

Именно в это время входят в моду очаровательные пастушки с неизменной флейтой и кокетливой улыбкой. Этот изящный, вычурный, капризный стиль получил название «рококо» — «раковина», в честь излюбленного орнамента этой эпохи.

Отдал дань этому стилю и Антуан Ватто. Посмотрите, на разворот фигур в виде латинской S. И неважно, что в такой позе затруднительно играть на музыкальном инструменте и даже целоваться не так уж просто! Герои картины не музицируют и не целуются— они играют музыкантов и влюбленных. Все вокруг театральные подмостки.000003

А вот самая знаменитая из картин Ватто «Жиль». На театральной сцене извечный мученик итальянской комедии Пьеро. Тот самый, кому достаются извечные пощечины и подзатыльники. Вглядитесь в лицо. Перед нами обратный процесс. Условная маска вдруг превращается в человека, на которого сыплются незаслуженные обиды со всех сторон. И он безропотно ждет очередного удара и смотрит перед собой кротко и мудро. А где-то у ног его деловито копошатся все удачливые герои: арлекины, коломбины, бригеллы. Они под надежной защитой кулис. Лишь Пьеро стоит во весь рост, как кроткий воин перед вражеской амбразурой.

Сколько тонкого юмора в его картинах! Он не бьет в глаза, он как бы рассеян в пространстве. Но чуть вглядеться — и везде проступает эта двойная игра. Везде условное вдруг обретает плоть и кровь и начинает по-человечески тревожить и умилять.

000022

В 1717 году было написано программное произведение «Паломничество на остров Киферу». Этой картине было суждено стать знаменем художественного направления сентиментализма. Что за остров такой? Это остров Венеры, остров любви. Наш русский поэт XVIII Василий Тредиаковский так и назвал свою поэму, навеянную этой картиной: «Езда на остров любви»

Эта картина наконец сделала Антуана Ватто членом французской Академии живописи и самым востребованным живописцем в жанре модных «галантных сцен».

Он прожил совсем недолго, 43 года. Напряженная работа подкосила его здоровье. Странно даже представить, что такое огромное количество театральных работ, жанровых картин, портретов выполнено им всего лишь за 10-15 лет. Но то, что сделал он в с истории искусства, трудно переоценить. Впервые в поле зрения оказывается не сюжет, не груда мышц, не переливы тканей и драгоценных камней, а человеческая душа. Это открыло путь сентименталистам в литературе и предвосхитило откровения ХIX века.

Продолжение цикла: Неистовый Алессандро Маньяско

« из 2 »

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.