Неистовый Алессандро Маньяско

%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82

Мастера изобразительного искусства

Каким воспринимаем мы европейский XVIII век, тот самый, куда так ожесточенно прорубался Петр Первый? Блеск, роскошь, упорядоченность и размеренность, длинные парики, необъятные платья, поклоны, отработанные, как танцевальные па.

На картинах этого непостижимого художника ничего такого мы не найдем.

Художник Алессандро Маньяско родился 4 февраля 1667 года в Генуе. О жизни его известно очень мало. Известно, что первым его учителем был отец, тоже художник. Позже учился он в Милане у мало известного у нас художника Ф.Абьятти. А дальше все источники упоминают лишь тех мастеров, чье влияние наиболее ярко проявляется в творчестве Маньяско: Ж.Калло, С.Роза и ряд других.

В сборнике «Западноевропейская художественная культура XVIII”, изданном в Москве в 1980 году есть интересная статья О.И.Лавровой «О проблеме творческого метода Алессандро Маньяско».

Привожу выдержку из этой интереснейшей статьи.

«Свой первый автопортрет Алессандро Маньяско написал в возрасте 24-25 лет — еще в конце XVII века… В том раннем портрете поражает глубокая сосредоточенность взгляда широко открытых глаз, задумчивая строгость выступающего из мрака лица с его «необщим» выраженьем, со взором, мудро, но с затаенной тревогой созерцающим мир»

А мир этот на полотнах Маньяско просто пугает.

Если вы хотите понять, что такое барокко как художественный стиль, то вот он перед вами. Это стиль противостояния, скепсиса, разрушения. Мир на полотнах Маньяско рушится на глазах. Человеческие личности исчезают, растворяясь в безликой толпе, которая живет своей страшной жизнью. Или личность теряется на фоне мощной и грозной природы, копошится где-то у самого подножия. Барокко — это мир, потерявший почву под ногами.

И не спасает вера. XVIII век — это зарождение атеизма, это разочарование и разуверение. Взгляните на картины Маньяско на евангельские сюжеты, на изображения святых, служителей церкви, монахов. Взгляните на бесчисленные руины. Мир, живущий на руинах.

0_c5016_fabeb9aa_xxl%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf-%d0%b8-%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9-%d0%bf%d0%b0%d0%bf%d0%b0

Перед нами картина-диптих, изображающая святого архиепископа и святого папу. Две картины сливаются в одно гармоничное целое. И обе фигуры похожи друг на друга, как отражение в зеркале. И обе страшны своим мертвым серым колоритом. Это будто статуи из грязного камня, будто восставшие из грома мертвецы.

 

 

00magnasco_leanigsingsorok2

Любопытна тема, к которой возвращается художник снова и снова, — ручная сорока. Это и странное существо, бродячий актер, похожий на ожившую мумию, — он учит сороку петь. Это и оборванцы на площади, которые потом эту сороку слушают. Это явно сорока, по окраске перьев, по характерному длинному хвосту. Но поет ли сорока? Можно ли научить ее петь? А ведь слушают! Что же произошло с миром? Исчезли соловьи? Или люди стали слушать только сорок?

Каждая из картин Алессандро Маньяско заставляет как бы проснуться от счастливого бездумного сна и задуматься о грозном и вечном.

Продолжение цикла: Дмитрий Левицкий

« из 2 »

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.