Афанасьевцы

19B

Тайны древнего мира

Есть на Енисее в Хакассии маленький промышленный городок Батень. В начале ХХ века это было сельцо у подножия Афанасьевской горы, затерянное в таежном крае. Жили здесь с незапамятных времен хакасы, тюркский народ, охотники и скотоводы.

В этом краю часто находили интересные сооружения. Небольшие плоские холмики, на вершине которых были врыты в землю по окружности каменные плиты.

В 20-х годах ХХ века сибирский археолог С.А.Теплоухов начал близ села Батени первые раскопки. Находки озадачили весь мир. Оказывается, в III тысячелетии до нашей эры здесь жил народ, который назвали по имени горы — афанасьевцами.

Куюс_петроглифы_4

Чем был этот народ интересен? Они были умелыми скотоводами. Но при этом умели добывать и обрабатывать медь. Они делали керамическую посуду и украшали ее характерным узором — «елочкой». Они оставили тысячи наскальных рисунков по берегам южносибирских рек. Необычайно изящные изображения на стенах гроса Куюс.

141276188754077893

Но самое интересное — люди эти были совершенными европейцами по облику. Их скульптурные портреты были сделаны антропологами на основе найденных в могильниках останков.

Был ли этот народ исконным в южной Сибири. Или это были гости с Юга, с Ирана? И куда исчезли они потом? Возможно, смешались с пришедшими позже в эти края тюрками.

Что еще известно об этом народе по археологическим находкам?

Жилось им на берегах сибирских рек нелегко. За жизнь приходилось здесь бороться.

Археологи по ряду характерных признаков разделяют петроглифические изображения животных на производственные и вотивные.

Что значит производственные? Это те изображения, где художник визуализирует процесс удачной охоты. Человеческие фигурки с оружием в руках, пронзенные стрелами и копьями животные. Нанес такое изображение — запрограммировал удачную охоту.

А у вотивных изображений совсем другая функция. Здесь нет изображения процесса. Это жертвы Хозяевам тайги.

Конечно, изначально жертвы приносились именно так, как было принято во всем Древнем мире. Для того, чтобы что-то от Хозяев мира получить, надо сначала что-то этому миру отдать. Часть добычи, часть урожая. Но постепенно, там, где эту часть достаточно трудно отделить без ущерба для людей стали прибегать к образу жертвы. К скульптурным изображениям животных, к петроглифам.

Это уже новая ступень взаимоотношения человека с высшими силами. Если, скажем, горсть зерна можно бросить в жертвенный огонь и немного погодя получить золу, как знак принятой жертвы, то целое животное сжечь на костре в пепел достаточно сложно. Приходим к выводу. Боги принимают жертву каким-то иным способом, отнюдь не прямым. Мы бы сейчас сказали, информационным. Богам важен тот человеческий порыв, который заставляет их отнять у себя и отдать им необходимое для жизни. А если боги принимают, как жертву, только информационную сущность, то почему бы не заменить необходимое семье мясо его изображением?

Ведь, пожалуй, вырезать из кости изображение или выбить его на камне и сложнее, и дольше, чем сходить на охоту!

К каким интересным выводам приводят размышления о древнем мире! К материальной сущности информации — не более не менее!

Продолжение цикла: Страна светловолосых

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.